Практическая симфония для проповедников Слова Божия

Источник

Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины

Практическая симфонияПриложения. I. РассказыII. Сравнения и подобия

Содержание

Практическая симфония

Предисловие

Ад Анафема Ангелы Антихрист Беззаконие Бессмертие Библия Благодарность О благодарности к Богу Благодарность к благодетелям Благодать Божия Благость Божия Благотворительность Благочестивый Благочестие Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? В чем будет состоять вечное блаженство праведных? Блуд Богатство Богопочтение О внутреннем богопочтении О внешнем выражении внутреннего богопочтения Богородица Пресвятая Богослужение Богохульство Бог Божба Болезнь Брак Брань христианина со врагами спасения Брань Бедность Бедствия Бесы Вдова Вездесущие Веселье Вино Властолюбие Власть Воздержание Вознесение Иисуса Христа Возрождение Война Волшебство Воплощение Воровство Воскресение Христово Воскресение мертвых Воспитание детей Враг О любви ко врагам Врачевание Вера Вероотступничество Гадание Геенна Гонения Гордость Горесть Господь Господа Гостеприимство Государь Грусть Грех Дары Божии Демон, диавол Добрые дела Довольство Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Имена и названия Духа Святого Духовный Душа Дуэль (поединки) Девство Дети Евангелие Евхаристия Единодушие, единомыслие Елеосвящение Епископ Ересь, еретик Жажда духовная Желание Жена Жертва Животные Жизнь О жизни вечной О жизни духовной О жизни телесной Заботы Зависть Завет Загробная жизнь Закон Звание Звание христианское Злоба Злоречие Избрание Иконопочитание Искупление Искушение Испытания Истина Иерархия, Иерей Иисус Клевета Клятва Кончина Коронование Корыстолюбие Кощунство Кража Крест О почитании животворящего креста Господня Крещение Назначение таинства крещения Внешняя форма совершения таинства крещения Кротость Кумир Лесть Лжеучения Лицемерие Ложь Льстец, льстить Леность Любовь О любви Господа нашего О любви к Богу. О любви ко Господу О любви к ближнему Любоcтяжание Мертвый Мессия Месть Милосердие Милостыня Милость Мир1 О мире духовном или о мире с Богом О мире с ближними Мир2 Молитва О молитве вообще О молитве в скорби О молитве общественной Вечерняя молитва Мощи святых Мудрость Мужество Мученичество Миропомазание Надежда Насмешка Наука Библейские изречения, побуждающие к усердному занятию науками Небо Невоздержание Неверие Негодование Недовольство Недуг Неправда Неприятель Несчастье Нетрезвость Нечестивые Подобия, прилагаемая к нечестивым Нищета Нищета духовная Обида Обман Обновление Образование Обряд Общение с Богом Обязанности Одежда Оправдание Осада города или крепости Осуждение Отечество Библейские примеры любви к родине (патриотизма) Отречение от Иисуса Христа Отчаяние Падение человека Спасение человека от греха Пастырь О почитании духовных пастырей Об обязанностях пастырей по отношению к верующим Вступление пастыря на должность Прощание пастыря с паствой Пасха Первородный грех Переселение Печаль Писание Святое Пища Плотоугодие Поведение христианина Повиновение О повиновении властям Погребение Библейские тексты о смерти Библейские тексты при погребении лиц различных возрастов Тексты для проповедей и речей при погребении по отношению к различным родам смерти Тексты для проповедей и речей при погребении по отношению к званию и положению При погребении в известные праздники и другие священные дни для христиан Подаяние Подданные Подражание Подчиненный Покаяние Покорность Богу Покров Божий Поминовение умерших Порок Послушание О послушании Богу Постоянство Пост Похищение Правда О гонениях за правду Праведник Правосудие Празднословие Праздность Предание Преданность О преданности Богу Предопределение Прелюбодеяние Пресвитер Примирение Приснодева Присяга Причащение Провидение, Промысл Прообразы О прообразах, означающих Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь Пророчество Прощение Пьянство Радость Развод Изъяснение учения о разводе Раздор Рай Раскаяние Раскол Распря Распутство Ревность Религия Родители Родство Ропот Ругательство Самоиспытание Самоотвержение Самоубийство Свобода Святость Святые О молитвенном ходатайстве св. угодников Божиих Священнослужители О Богоучрежденности церковной иерархии, или священства. Имена и названия священнослужителей Сектанты Сердце О чистоте сердца Библейские изречения о сердце возрожденном (чистом) и невозрожденном (нечистом) Библейские изречения о свойствах сердца невозрожденного (нечистого) Сирота Скорби Слава Слово Слово Божие Случай Слепота духовная Смерть О смерти Христа Спасителя О смерти телесной О смерти вечной Смирение О смирении О смирении Господа нашего Соблазн Соборование Совесть Согласие Соперник Сострадание Спасение Справедливость Сребролюбие Ссора Страдания О страданиях Христовых Страждущие Об обязанностях к страждущим Страннолюбие Страх Божий Страшный суд О втором пришествии Иисуса Христа Библейские тексты о суде страшном Суеверие Супруги Обязанности мужа и жены О мужьях О женах Счастье Таинства Важнейшие библейские тексты о семи таинствах православной церкви. Таланты Татьба Твердость Терпение Товарищи Тоска Святая Троица Труд Тщеславие Тело Убийство Угодное Богу Удовольствия Умершие Умеренность Уныние Утешение Библейские утешения в скорби Учение Ложные учения Фанатизм Фарисей Хлеб насущный Храм Христианин Обязанности христианские О брани христианина Иисус Христос Пророчества об Иисусе Христе Характер Господа нашего Иисуса Христа О человечестве Господа нашего О могуществе Господа нашего О подражании Христу Царствие Божие Царь Учение слова Божия о царской власти О венчании и помазании богоизбранных царей на царство О священной неприкосновенности царской особы Церковь Имена и названия Церкви О Церкви Христовой О церковной власти Целомудрие Чадолюбие Человеколюбие Человекоубийство Честность Честолюбие Чистота Чудеса Примеры чудес, совершенных непосредственно Богом О чудесах Господа нашего Иисуса Христа Праведники Ветхого и Нового заветов, приявшие от Бога дар чудес Школа Щедрость Юбилей Юность Язык Об осторожном употреблении человеком слова Ярость Фимиам Каждение фимиамом

Приложение. Отдел I. Рассказы

Агнец Два чуда со святым Агнцем Ад Анафема Ангелы Хранение и служение святых ангелов спасению человеческому, по жизнеописаниям святых Бескорыстие Образец бескорыстия Беспечность Изображение беспечности человека в деле своего спасения Бессмертие Рассказы из жизни святых, приводящие к мысли о бессмертии души Библия Благоговение О благоговейном стоянии в храме Божием Благодарность Благодари Бога за все Его дары Библейский пример живой благодарности за благодеяние Благодарность за милостыню Благодать Благодать Божия сильнее греха Благословение Каждое дело нужно начинать с благословением Рассказы о силе благословения святых угодников Божиих Благотворительность Пример благотворительности Благочестие Не останавливайся на пути благочестия Подвиги благочестия без правой веры суетны Примеры тайного благочестия Блаженство Блуд Блудный мучается бесами Рассказы о борьбе с плотскою похотью Иметь сладострастные помыслы и услаждаться ими есть великий грех Богатство Наказанное пристрастие к богатству Пресвятая Богородица Спасение от неминуемой смерти заступлением Богоматери Заступление Богоматери за Русское государство Взбранная Воевода Богослужение Ревность к богослужению Рассеянность во время богослужения Богохульство Рассказы о суде Божием над богохульниками Бог Непостижимость существа Божия Не спорь с Богом Как угодить Богу? И бесы против воли исповедуют Бога Богу, а не себе должно приписывать успех во всяком деле Божба Наказание за божбу Болезнь Болезни нередко посылаются за наши грехи Терпение в болезни К кому обращаться за помощью во время болезни? Как нужно поступать христианину во время болезни? Брак Брат Братская любовь Братья по Христу Бедность Не ропщи на свою бедность Бедствия Чем должно предотвращать всенародные бедствия? Бесы Вдовство Истинная вдовица Великодушие Великодушие св. Иоанна Златоуста Великодушный купец Вино Воздержание Примеры добродетели воздержания Возмездие Закон возмездия Воин Служба воинов Вольнодумство Загробная участь вольнодумцев Воля Рассказы о преданности воле Божией. Оковы воли крепче железных Воплощение О том, как св. Константин Философ объяснял сарацинам тайну воплощения Бога Слова Воровство Не должно брать чужого Урок татям Воскресение из мертвых Примеры воскресения мертвых Воскресный день Воспитание Сила добрых впечатлений в младенчестве Враги, вражда Библейский пример любви ко врагу Прощение врагам Делай добро врагу Побеждай врага кротостью Мысленное самообвинение перед врагом Кроткое вразумление врага Побеждай врага терпением Время Как проводить время? Всемогущество Божие Несколько примеров всемогущества Божия Высокомерие Вера Вера без дел Простота веры Торжествующая вера Сила веры Превосходство христианской веры Рассказы о любви русских к православной вере Верность Притча Геенна Гнев О том, как святые бегали гнева Гневающийся находится во власти диавола Гонения Христианин не должен быть самонадеянным, напрашиваясь на гонения Рассказы о гонении за правду Щадя гонителей, позволительно уклоняться от гонений Гордость Высокомерие с тщеславием всегда приносили одну гибель человеку Гордость под покровом смирения От самомнения и добродетельные падали Господа О кротком обращении господ со слугами Господь Чудное видение Лучшее утешение в жизни Гостеприимство Государь Грабительство Рассказы о грозном небесном вразумлении грабителей Гробокопательство Грозный суд Божий над гробокопателями Грусть Грех Что должно делать, когда мы усматриваем в себе грех? Плач о грехах Грешник Любовь к согрешившему брату Кротость в исправлении грешников Как должно относиться к согрешающим? Обращение грешника Демон, диавол Видение демонов С кем борется враг нашего спасения? Искушения от бесов Власть бесов Злые духи иногда бывают исполнителями гнева Божия Труд есть надежное оружие против козней бесовских День Я потерял день Добродетель, добрые дела Все христианские добродетели удобоисполнимы для христиан всех состояний Делая доброе дело, не смущайся мыслью, что оно мало Должность Досада Дружба Образцы истинной дружбы С порочным не дружись Дух Святый Святой Дух наставляет людей на всякую истину Несколько рассказов о духовном прозрении святых, получавших озарение от благодати Св. Духа Душа Исход души О бессмертии души Цена души человеческой Для души ежедневно нужна духовная пища Девство Краткие рассказы о св. девственниках Дети Трогательный пример отеческой любви к детям Последствия неразумной любви к детям Рассказы о наказании Божием за непочтение родителей Отчего иногда дети не почитают своих родителей? Евангелие Чтение евангелия спасительно Замечательное евангелие Евхаристия Единодушие Елеосвящение Епископ Избрание во епископа совершается по воле Божией Высота и ответственность епископского сана Сила архипастырского благословения Чудо при посвящении епископа Ересь Ересь – страшный грех Участь еретиков – вечная погибель Еретиков должно убегать Жажда Рассказы из жизни святых, доказывающие ту истину, что ни звание, ни возраст, ни состояние – ничто не препятствует алкать и жаждать правды, т. е. благоугождать Господу. Жена Совет благоразумной жены Кроткое обращение с женою Жертва Нечистая жертва неугодна Богу Жестокосердие Наказание Божие за жестокосердие Животные Рассказы о власти святых над животными Кроткое обхождение с животными Жизнь Жизнь вечная Жизнь загробная Жизнь дороже богатства Две жизни Исправляй свою жизнь, пользуясь вразумлениями Божиими Всю жизнь старайся обогатиться добрыми делами Жребий Жребием владеет Бог Заботы Рассказы, которые научают нас той истине, что не должно заботиться о завтрашнем дне Зависть Зависть есть печаль о благополучии ближнего Зависть есть величайшее зло Завистник хуже сребролюбца Несчастная находка. Завещание Должно исполнять духовные завещания Благословение Божие за исполнение отцовского завещания Духовное завещание не должно делать преждевременно Загробная жизнь Откровение о жизни загробной вслед за смертью человека Заклятие Не презирай заклятия именем Божиим Заповедь Нарушение заповеди человеческой ради исполнения заповеди Божией Звание Пример особенной небесной награды, заслуженной при прохождении обязанностей низшего звания Высокое звание Во всяком звании можно спастись Звери Здоровье Заботиться о своем здоровье не грех Земледелие Промысл Божий благословляет успехи земледелия Труд земледельцев почтенен Земля Привязанность к земным стяжаниям удаляет человека от Бога Все мы странники на земле Злой Злой дух Злые зле и погибают по суду правды Божией Злопамятство Гнев Божий за злопамятство Злоречие, злословие Урок из жизни аввы Агафона На кого похож злословящий ближнего своего? Идол Любимый идол Иконопочитание Два чуда со святыми иконами Св. защитник иконопочитания Наказание за неуважение к святым иконам Обычай возжигать лампады пред св. иконами Имя Божие Воздействие св. имени Божия на существо человека Грозная сила для демонов – имя Божие Рассказы о силе имени Господа нашего Христа Услышанная молитва о прославлении имени Божия Искупление Тайна искупления нас Иисусом Христом Искушение Молитва во время искушения Господь не оставляет человека во время его искушения Осторожность, с какою святые избегали искушений ко греху Как нужно поступать при искушениях? Победа над искушениями диавола Исповедание веры Исповедники святой веры Рассказы о мужественном исповедании христианской веры Исповедь Исповедать грехи свои нужно с сердечным сокрушением Чистосердечная исповедь Очистительная сила исповеди Истина Обращение неведущих на путь истины и добра Иерей Иисус Всемогущая сила имени Иисуса Христа Клевета Бог силен избавить нас от клеветы человеческой Казни Божии за клевету Урок клеветнице Клятва, клятвопреступление Не следует исполнять безрассудной клятвы Рассказы о небесной каре за ложную клятву Книга Какую книгу мог бы избрать человек, осужденный на вечное заточение? Грешно не только читать, но даже держать у себя неправославные книги, например, еретические и раскольнические Коливо Происхождение колива или нутии Кончина Корыстолюбие Кощунство Наказание Божие за грех кощунства Кража Наказание Божие за кражу Пример строгого отношения к чужой собственности Крестное знамение, крест Сила крестного знамения Знамение крестное есть страх для злых духов Обычай носить на груди крест Четвероконечный крест не есть крыж римский и печать антихристова Распятие Христово Крещение Неповторяемость крещения Явление необычайного света при крещении языческого семейства Благодатная сила крещения Кротость Образцы христианской кротости Лжеучитель Литургия Чудесные видения и знамения при совершении литургии Грозное вразумление детей, дерзнувших забавляться подражанием служению литургии Лихоимство Горе лихоимствующим Лицемерие Горькая участь лицемеров Ложь Ложь чужда христианам Часто ложь строго наказывается еще в здешней жизни Леность Духовная леность Лечение Лечиться не грех Любовь Любовь Иисуса Христа к кающимся грешникам Образцы живой любви к Богу Главнейшая добродетель христианина по отношению к ближним Нужно иметь живую и деятельную любовь к ближним, чтобы войти в царствие Божие Злое сердце можно смягчить только сердечною же любовью Святой долг Любостяжание Рассказы, показывающие опасность пристрастия к богатству Высокий пример нелюбостяжательности Маловерие Пагубность маловерия Мать Образец матери христианки, воспитательницы своих детей Грозное вразумление непочтительной к матери дочери Следствия материнского проклятия Вразумление умершей матери непочтительному сыну Мертвые Мертвые живы о Господе Месть Милосердие, милостыня Не должно упускать случая оказать хотя незначительное доброе дело Забытый апостольский совет Дающий нищему – Христу дает Поучительные примеры милосердия Ответ Иоанна милостивого на вопрос о подаянии милостыни Сожалеющий о поданной милостыне теряет награду свою Мир (1) Образцы христианского миролюбия Мирное настроение Миссионер Самоотверженный подвиг миссионера среди прокаженных Мир2 Образцы презрения к миру Молитва Сила молитвы Молитва за врагов Молитва за несчастных Сила церковной молитвы Непрестанная молитва Холодность на молитве прогоняется смирением Средство возбудить в себе молитвенный дух Молчание Мощи Благоговейное отношение древних христиан к мощам св. мучеников Господь отличает особой милостью Своею мощи святых Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых Мученики Рассказы о мучениках за Христа Причина мужественного терпения мучеников Опасно самонадеянно искать мученичества Мытарства Прохождение мытарств Миропомазание Рассказы, объясняющее ту истину, что миропомазание должно быть совершаемо тотчас после крещения Надежда Библейские образцы глубокой надежды на Бога Церковно-исторические образцы крепкой надежды на Бога Наряды Насмешки Не бойся насмешек в делах благочестия Наставник Правило для наставников в духовной жизни Образцы глубокого уважения духовных наставников Образцы дивного послушания воле духовного наставника Находка Наказание Божие за присвоение находки Возвращение найденного Неблагодарность Неблагодарность есть великий грех Невинный Защита невинных Неверие Замечательные случаи обличения религиозного неверия Страх смерти у неверующего Невеста Недуг Незлобие Образцы незлобия Немилосердие Урок немилосердым Ненависть Неосуждение Непослушание Наказание Божие за неповиновение начальникам Нестяжательность Образцы нестяжательности Несчастья В несчастьях не должно отчаиваться Нечестивый Гнев Божий за дружественный союз с нечестивым О том, как святые избегали сообщества с нечестивыми. Нищета духовная Нищие Как нужно смотреть на нищих и убогих? Обида Три вида перенесения обид Иосиф – образец прощения обид Дающий нищему дает Самому Иисусу Христу Рассказы о прощении обид Обман Наказание Божие за обман Обряд Права Церкви изменять церковные обряды Общение Поучительный ответ старца, которого упрекали за допускаемое им общение с людьми порочной жизни Обетования Божие обетование хотя не скоро, но непременно исполняется Обет Рассказы о грозном вразумлении и наказании Божием за нарушение данных Богу обетов Обязанность Только верные Богу могут быть верны своим обязанностям Одежда Одежда у древних подвижников Оскорбление Ослушание Осуждение Рассказы, показывающие, как опасно осуждать ближнего Награда за неосуждение ближнего Отечество Церковно-исторические рассказы о любви к отечеству Отлучение Сила отлучения от церкви Отсутствующий Заступайся за отсутствующих! Отчаяние Против отчаяния Наставление св. Феодора Студийского грешникам отчаявшимся Пастырь Добрые пастыри Христовой церкви Пасха Патриотизм Первенство Не должно домогаться первенства Печаль И печаль, и радость могут служить во спасение Священное Писание Как святые старались уразуметь Св. Писание? Что нужно делать, чтобы понимать Священное Писание? Пища О приготовлении пищи с молитвою Молитва застольная пред пищею Плач Покаянный плач Плоть Рассказы о победе святых над искушениями плоти Покаяние Образцы истинного покаяния Важность чистосердечной исповеди для спасения души Слезы кающегося грешника Срок для покаяния Помыслы Борьба с помыслами Благой совет о помыслах Послушание Библейские образцы безусловного послушания воле Божией Пример послушания наставнику Пост Примеры великих постников в православной церкви Пост не вредит здоровью Поучение Доброе поучение должно выслушивать от всякого, кто бы ни предлагал его Похоть Правда, правдивость Примеры мужественных борцов за правду Поучительный пример правдивости в обыкновенной жизни Праведник Не поднимай руки на праведника Причина страданий праведников Промысл Божий о праведнике Правосудие Божие Несколько библейских и церковно-исторических примеров правосудия Божия Праздник Наказание Божие за неуважение святых праздников Кто предается беспечному и безумному веселью в дни праздничные, тот тяжко грешит пред Богом Бог благословляет почитающих праздники Празднословие Предостережение от празднословия Предопределение Божественное предопределение Прелюбодеяние Св. Феодора, как пример сердечного раскаяния во грехе прелюбодеяния Привычка Сила привычки Пример Рассказ о силе примера Причащение Чудеса, бывшие при таинстве тела и крови Христовых Рассказы о врачующей силе св. Христовых тайн Прозорливость Примеры духовной прозорливости святых Промысл Божий Рассказы о промыслительном попечении Бога о людях Судьбы Божии неисповедимы Проповедь Образец глубокого внимания к проповеди слова Божия Просфора Святость просфоры Прощение Путь Путь наш не к смерти, а к жизни вечной Пьянство Два благодатных врачевства от пьянства Пьющий без просыпа угождает диаволу и глубоко оскорбляет своего ангела-хранителя Каждый упивающийся вином есть самоубийца Пение церковное Небесная награда поющим в церкви Работа Чем тяжелее работа, тем сильнее хочется отдыха Радость Духовная радость Радость по поводу скорбей Радость святых при переходе в жизнь вечную Разговор Рай Путь в рай есть путь скорбный, и другого пути нет в него Откровение Божие о вечном блаженстве праведников Раскольник Вразумление раскольникам, кои отделяются от единства с церковью из-за исправления книг Наказание раскольника святителем Димитрием Ростовским Ревность по вере Св. пророк Божий Илия как ревнитель славы Божией Родители Примеры почитания родителей Библейские примеры наказания Божия, постигшего детей, непочтительных к родителям Утешение родителей, скорбящих о смерти детей Ропот Скорби нужно сносить без ропота Не ропщи при потере имущества Не ропщи на несчастие Роскошь Как должно смотреть на излишние телесные украшения? Ругательство Самоиспытание Библейские образцы самоиспытания Самообольщение Гибельные плоды самообольщения Самоотвержение Образцы самоотвержения Самоубийство Что будет с самоубийцею в будущей жизни? Чудесное спасение от самоубийства Святотатство Наказание Божие за святотатство Святые Призывание святых Справедливо ли поступают те из христиан, которые веруют, что в некоторых случаях может испросить им у Бога особую помощь только известный святой? Как умирали святые Опасно оскорблять угодников Божиих Прославление святых еще при жизни Священник Не осуждай священников Семья Мир семейный весьма угоден Богу Против семейных разделов Сердце Раcсказы о святых, хранивших свое сердце в чистоте Сирота Бог – Отец сирот Сквернословие Скорби Молитва о ниспослании скорбей Примеры безропотного перенесения скорбей Терпение в скорби Скупость До чего доводит человека скупость? Наказание Божие за скупость Слава Веяна слава человека, яко цвет травный; изсше трава, и цвет ее отпаде (1Петр.1:24) Познания даются нам для славы Божией Слово Божие Видение преподобного Нифонта Слушай слово Божие Чудесное действие на человека слова Божия Неискусные не должны толковать слова Божие Слово человеческое Доброе слово делает и злых добрыми Осторожность в слове Слепец В утешение слепцов Смерть Не забывай о смерти Польза от размышления о смерти Память о смерти Грустная смерть Рассказы о блаженной кончине праведников Рассказы о мучительной кончине грешников Как всего лучше приготовиться к мирной кончине? Три друга Смирение Пример смирения, данный Иисусом Христом Смирение не унижает, но возвышает человека Смирение – покров великой души Церковно-исторические образцы глубокого смирения Средство научиться смиренномудрию Всяк смиряяй себе вознесется Сновидения Рассказы об откровении воли Божией чрез сновидения Опасно верить всякому сну Соблазн Бегай соблазна Совесть Рассказы о мучительном состоянии человека вследствие угрызений виновной совести Спасение Подвиг спасения своей души облегчается помощью Божиею и нашим усердием Не считай себя достигшим спасения Совет о спасении души Спор Удаляйся от словопрений и споров Сребролюбие Страннолюбие, странноприимство Добродетель страннолюбия Страх Божий Суд Живое сознание близости суда Божия Суд должен быть нелицеприятен Суета Все суета Супруги Образцовые супруги Рассказы о взаимной помощи благочестивых супругов Сын Божий Терпение Как научиться терпеть? Награда за терпение Претерпевый до конца, той спасен будет Товарищество Трезвость Св. Троица Подобия, несколько поясняющие тайну Св. Троицы Труд Труд и молитва – верное средство к достижению спасения Бог труды любит О совместимости труда с делами благочестия Тунеядство Грозный суд Божий над тунеядцами Тщеславие Пример того, как святые избегали тщеславия Тело Добродетельная жизнь укрепляет и даже просветляет самое тело человека Борьба с лукавою ленью тела Убийство Суд Божий, карающий убийц Удовольствия Как смотреть на удовольствия? Путь удовольствий скользок и ведет к забвению Бога Уединение Польза уединения для духовной жизни Умершие Сила молитвы и милостыни за усопших Не суди об участи скоропостижно умерших Уныние Упование Утопающие Спасение утопающих Утешение Утешение печального Учение Детская молитва как условие успехов в учении Благочестие как условие успеха в обучении детей Упражнение в деле духовного просвещения Фанатизм Вразумление неразумной ревности по вере (фанатизма) Храм Примеры усердного посещения храмов Божиих Рассказ, показывающий, что необходимо посещать храм Божий Храм Божий служит нам духовною врачебницею Пример духовной пользы посещения храмов Божиих Наказание Божие за непочтение к святому храму В храм должно ходить в приличной одежде Диавол влечет из храма всякого, небрежно стоящего во храме О том, как патриарх Иоанн Милостивый обличал тех из христиан, которые преждевременно уходили из церкви Построение храмов – дело богоугодное Пожертвование на храм спасает душу Христианство Господу угодно распространение христианской веры Порочная жизнь христиан служит препятствием к обращению язычников Христос Иисус Кто не чтит Иисуса Христа, тот не чтит Бога Христос посреди нас. И есть и будет Хульные помыслы Хульные помыслы не вредят тем, которые ими пренебрегают Как один инок освободился от хульных помыслов Царствие небесное Обители царства небесного Без труда нельзя войти в царствие Божие Препятствия к достижению царствия небесного Царь Почитание царской власти Наказание Божие за мятеж против отца и царя Церковь Церковь православная есть единая истинная Церковь Небесные казни гонителей Церкви Божией Пример строгого соблюдения уставов святой Церкви О силе церковного запрещения Целомудрие Примеры целомудренных христиан Человеколюбие Человекоубийство Честность Честолюбие Поучительный урок честолюбцам Чистота сердца Чревоугодие Чтение Усердие древних христиан в чтении слова Божия Опасно предаваться чтению исключительно светских книг Чудеса Чудеса как доказательство божественности христианской веры Чужая собственность Уважение чужой собственности Школа Шутки Щегольство Щедрость Щедрость не остается без награды от Бога Образцы щедрости Эгоизм Юродство Явления Явления Господа святым как доказательство Его славного воскресения из мертвых Явления умерших как доказательство бессмертия души Язык Обуздание языка Язычество

Приложение. Отдел II. Сравнения и подобия

Ад Адские мучения Ангел Бездействие Нет ничего в мире, что не портилось бы от бездействия Беззаконие Беспечность Бессмертие Библия Благодарность Благодарность Богу Благодать Чему уподобляется благодать Божия Необходимость для души благодати Божией Что бывает с сердцем человеческим, когда его коснется благодать Св. Духа? Всякому христианину необходимо причастным быть благодати Святого Духа Солнце и благодать Святого Духа Благость Божия Благотворительность Ручей и растительность около него Благочестие Наружное благочестие – бесплодная смоковница Ближние Об обращении с ближними О любви к ближним Помогать духовным нуждам ближнего тем обязательнее и важнее для нас, чем душа выше и важнее тела Богатство Вред и неверность богатства Отвержение от богатства Богомыслие Богопочтение Внутреннее и внешнее богопочтение Богородица Пресвятая Пресвятая Богородица – наш небесный Покров О молитве к Богоматери Бог Бог на тебя смотрит Бог – носитель вселенной Без Бога ничто не может существовать Как тело, разлучаясь с душою, умирает, так и душа умирает вне общения с Богом Бог – наше солнце Бодрствование Духовное бодрствование Всегда бодрствуй Болезнь Как должно относиться к болезни? Болезнь духовная Бедствия Бесы Воздержание Необходимость воздержания Увещание к воздержанию Воплощение Воровство Воскресение мертвых Воскресение мертвых несомненно будет Состояние душ умерших до всеобщего воскресения Воскресение души есть соединение ее с жизнью, которая есть Христос По воскресении наши тела изменятся По воскресении человека распавшиеся части его тела соединятся снова Воспитание Воспитание детей Семейное воспитание Враг Отношение к врагам Вражда Нужно избегать вражды Время Время и вечность Дорожи временем Вера Необходимость веры Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в Него Вера и разум Неверующие Вера во Христа Торжество веры Мысли о вере Вера и телескоп Вера – компас Верующие Подобия, прилагаемые к верующим Гадания Гадания прогневляют Бога Гнев Гордость Горесть Горняя Горняя мудрствуйте Государь Грех Бегай греха Всяк творяй грех раб есть греха (Ин.8:34). Малые грехи Смерть есть дочь греха Познанного зла всякий уклоняется Грешник Благополучие грешников Диавол Средства борьбы с диаволом Добродетель, добрые дела Мысли о добродетели Упражнение в добродетели Твердость в добре Добродетель не трудное дело Начинай с малого Не останавливайся в доброделании Для добродетельной жизни нужно много усердия и внимания Для получения спасения необходимы добрые дела в соединении с верою Рост добра Чему можно уподобить совокупность добродетелей? Господь положил, чтобы добродетели следовали одна за другою в своем порядке и постепенно Дружба Мысли о дружбе Дружбе учит вся природа Дух Святый Подобия, изображающие действия Святого Духа Без дыхания Духа Божия душа не может жить Без плодов Духа Святого добродетели христианина не имеют значения Дух, душа Духа не угашайте Душа и раскаленное железо Что для растений земля, то для души – Бог Душа и металлы в огне Душа и зеркало Душа по природе добродетельна Душа – храм Божий Девство Дети Берегите детей Деятельность Польза деятельности Евангелие Радостная весть, возвещаемая евангелием Свет евангелия Евангелие – зеркало души Естество Два естества во Иисусе Христе Желания Жизнь Горящая свеча На земле мы в гостях Жизнь наша подобна мореплавателю Явления природы напоминают о явлениях в человеческой жизни Жизнь в Боге Зависть Зависть есть самый непреодолимый род вражды Загробная жизнь Нас ожидает иной мир, где будет все иное Баня и печь, огнем раскаленная Человек в темнице Собрание семян в житницу Заповеди Исполнение заповедей Христовых открывает нам тайны Святого Писания Звание Земля Не привязывайся к земле Земные блага Видимая временна (2Кор.4:18) Зло Не будем пренебрегать началом зол, чтобы они не возросли больше Человек после падения удобопреклонен ко злу Злоба Победа над злобой Злоба подобна воде Злопамятство Знакомство Дурное знакомство. Знание Ложное знание Истинное знание Искупление Искушение Бог не попускает на нас искушения паче силы нашей Как переносить искушения? Необходимость и польза искушений Искушение диавола Исповедь Истина Кладбище Кладбище есть поле или нива Божия Клевета Книга Корыстолюбие Кража Крещение Крещение – баня духовная Лесть Лицемерие Леность духовная Любовь Любовь к Богу Любовь к ближнему – основная заповедь Лепта христианской любви Любовь – признак христианина Основание всего доброго есть не что иное как любовь Любящее сердце Мертвый Милосердие, милостыня Мысли о милосердии к ближнему Милостыня – сеяние Сила милостыни Милостыня и смирение Мир Мир создан Богом Дух мира Не подражай миру Молитва Как должно стоять на молитве? Молитвы неуслышанные Приготовление к молитве О внимательности при молитве Церковные молитвы Молиться Богу весьма хорошее дело и великую приносит пользу молящемуся Молитвы, воссылаемые из глубины души, имеют великую силу Награда Награда будущими благами есть побуждение к добрым делам Начальник Влияние примера начальников на подчиненных Недовольство Непостижимость Бога Несчастие Нищета духовная Нравственное исправление Необходимость нравственного исправления Обида Прощение обид Образование Общество Согласие членов общества Общество счастливо, когда злые не могут в нем властвовать Одежда Равнодушие к одежде Опасность Оружие Оружие христианина в борьбе с демонами Осуждение Откровение божественное Отчаяние Пастырь Пастыри в смысле нравственном – то же, что воины в смысле гражданском Ответственность пастырского служения Не осуждай пастырей Почитай духовных пастырей Печаль Писание Святое Пища Плач духовный Плоть Жизнь по плоти Плотские вожделения Плоти угодия не творите в похоти Покаяние Мысли о покаянии Условия истинного покаяния Садовник, неплодное дерево посенающий, напоминает нам о покаянии Помыслы Борьба с помыслами Молитва – убежище от злых помыслов Нечистые желания Семя и помыслы Порочность Должно избегать людей порочных Как для огня составляют пищу дрова и хворост, так для порочных пожеланий – слова Пост Празднословие Праздность Предопределение Опровержение ложного мнения, что будто бы Бог тем самым, что предвидит, уже предопределяет людей к той или иной жизни Премудрость Божия Мысли о премудрости Божией Привычка Сила привычки Отставай от порочной привычки Причащение Чаша жизни Любовь Божия в таинстве причащения Как тело Христово пребывает целым в таинстве причащения? Образы и сравнения для некоторого приближения к нашему пониманию догмата о пресуществлении св. тайн (из Творений св. Димитрия Ростовского) Прославление Наше будущее прославление Промысл Божий Непостижимость для нас путей Промысла Хотя мы не можем понять планов Божественного Провидения в исторических судьбах человечества, но тем не менее они существуют и представляют собой выражение премудрости и благости Божией Прощение Прощение обид Путь евангелия Путь евангелия узок, потому что он – путь смирения Пшеница и плевелы Пьянство Работа Человек должен работать над собою Равнодушие Равнодушие к познанию Бога Радость Радость христианина Рассеянность Рай Роскошь Рост духовный Самоиспытание Самонадеянность Свобода Свет Светоч жизни Для человека нужен духовный свет Святые Влияние жизни святых людей Ходатайство святых Сердце Поле и сердце человеческое Сердце и источник Сосуд полный и пустой напоминают о сердце человеческом Скорби Мысли о терпеливом перенесении скорбей Тесен путь любящих Бога Скорбь приносит величайший плод Скупость Слава Слезы Слово Слово без дел Об осторожности в словах Слово Божие Сила слова Божия Слово Божие – духовная пища Слепота духовная Смерть Помни смерть Будь готов к встрече со смертью Смерть – духовное рождение Смерть праведника Смерть грешника Утешение в смерти Через смерть человек восстановляется к новой, лучшей жизни Смирение Соблазн Тяжесть греха соблазна Бегай сетей соблазна Совершенствование Христианин должен постоянно совершенствоваться Духовное совершенствование человека происходит постепенно Совесть Совесть – судилище Виновная совесть Совесть – голос Бога Чем изощряется совесть? Согласие Согласие в обществе Спасение Спасая, спасай душу твою (Быт.19:17). Без Иисуса Христа невозможно спастись Христиане со страхом должны соделывать свое спасение Увещание заботиться о своем спасении Способности Способности души у людей неодинаковы Сребролюбие Страсти Страшный суд Память о страшном суде Второе пришествие Господа Счастье На земле невозможно истинное счастье Сеяние духовное Тайны святые Несгораемая купина – прообраз св. тайн Христовых Терпение Труд Трудись и молись Тщеславие Тело Удовольствия Уединение Ум Нужно всемерно заботиться об освящении ума Утешение Храм Наша внутренняя храмина Что есть храм? Вид молящихся в храме Христианин Христос Иисус Об именах, названиях и подобиях, прилагаемых ко Господу Иисусу Христу Солнце и Христос Царствие небесное Небесное царствие и адские мучения Человек не может сам, без помощи Божией, достигнуть царствия небесного Царь Царь – красное солнце своего народа Единодержавие Церковь Символические изображения церкви Необходимо сохранять живой союз с церковью Целомудрие Человек Честолюбие Честь Чистота Чревоугодие Чтение Польза чтения житий святых Юность Юношеский возраст требует особенного попечения Юность – весна жизни Язык  

 
Предисловие

Настоящая книга представляет собою первый опыт практической симфонии для православных пастырей-проповедников. Как увидит читатель, она состоит из собственно симфонии и двух отделов приложения к ней, тесно связанных тою целью, которая имелась в виду составителем: дать в руки проповедника практическое пособие наподобие симфоний, которое в удобном для справок – алфавитном – порядке содержало бы в себе весь наиболее необходимый материал для всех видов церковной проповеди и вне богослужебных собеседований с народом о самых разнообразных предметах христианской веры и нравственности1.

В собственно симфонии читатель найдет систематические своды библейских текстов, выписанных полностью и сгруппированных в отделы – понятия (таковых понятий в книге 184) – по единству мысли и содержания и расположенных в алфавитном порядке2.

Каждое понятие заключает в себе, по возможности, все ветхо- и новозаветное учение о той или иной догматической, нравоучительной или церковно-практической истине, причем мы, как сказано выше, не ограничиваемся голым указанием цитат или приведением начальных слов текстов, но приводим преимущественно по русской Синодальной Библии самые тексты. Думается, что такой способ приведения библейских текстов не только представляет громадное удобство, сокращая на приискивание их время, драгоценное для пастыря, занятого, помимо проповедничества, исполнением множества других обязанностей по отправлению церковного богослужения, треб, церковного письмоводства и отчетности, законоучительства в церковно-приходской школе, не говоря о необходимых занятиях по дому и хозяйству, – но и дает ему возможность пользоваться, на сколько можно совершеннее, всею сокровищницею слова Божия, этого ничем незаменимого, драгоценного источника всякой пастырской проповеди, получающей от библейского освещения всю свою убедительность, назидательность и весь авторитет. Удержать же в памяти все содержание Библии, дать ответ на основании слова Божия всякому вопрошающему относительно того или другого частного случая – едва ли возможно для всякого священнослужителя без надлежащего справочного пособия. А между тем, отсутствие библейского обоснования ничем не может быть вознаграждено для проповеди, которая – повторим опять – получает свою силу только от слова Божия, а не от человеческой мудрости и красноречия. Мало того: обсуждение и решение почти всякого проповеднического вопроса лучше всего может быть исполнено не только по руководству, но и по плану библейской симфонии. Вот почему такой великий современный церковный вития, как преосвященный Амвросий, архиепископ харьковский, настойчиво советует всем проповедникам пользоваться библейскими симфониями3.

Позволим себе также сказать, что и для всякого благочестивого мирянина, проверяющего себя, в своих воззрениях и мнениях догматического и этического характера, по руководству слова Божия, настоящая книга может быть полезна, являясь как бы некоторым пособием при пользовании священно-библейскими книгами.

К сказанному мы должны присовокупить и то, что, имея в виду выдвинутая в наше тревожное для веры и церкви время задачи миссионерской борьбы с измышленным «ново-христианством», расколом, неверием и сектантством мистического и рационалистического характера, мы приложили все наше старание к тому, чтобы в нашей библейской практической симфонии были помещены, помимо общего экзегетико-гомилетического библейского материала догматического, нравственного и церковно-практического характера, все, по возможности, тексты из священно-библейских книг, которые служат к полному опровержению лжеучений и сектантства всякого рода.

В приложении, отдел первый, мы поместили ряд по возможности кратких духовно-назидательных рассказов в алфавитном порядке понятий. Цель их – оживлять проповедническую речь, сообщать ей живость, занимательность, наглядность и общедоступность. Общеизвестен факт, что проповедь пастыря, если он сопровождает ее живыми примерами веры и благочестия, – если он направляет свое слово от ощущений к представлениям, от представлений к понятиям, от понятий к суждениям, от суждений к умозаключениям (а не наоборот), – будет гораздо интереснее, доступнее и удобнее для восприятия, нежели в том случае, если она состоит из одних сухих суждений и отвлеченных умозаключений. В виду сего и состоявшееся в 1890 г. определение Св. Синода о свойствах современной пастырской проповеди и вне богослужебных собеседований с народом4 предлагает руководственное правило для пастырей-проповедников: подтверждать свое слово или беседу «указанием на пример людей добрых и Богу угодивших». Конечно, примеры благочестия или духовно-нравственные рассказы этого рода должны быть заимствованы из вполне достоверных источников, отличаться живостью, интересом, силою убедительности и, в особенности, краткостью. Длинные рассказы, прерывая нить мыслей и отвлекая от главной цели пастырского назидания, здесь не годятся. Найти же всякий раз подходящие примеры благочестия не для каждого пастыря-проповедника удобно: иной раз нет надлежащих пособий, в другой раз нет времени приискать те рассказы, которые отвечают своей цели5. О пригодности предлагаемых нами кратких рассказов, как проповеднического материала, судить предоставляем тем, кто будет пользоваться ими. Мы же в своей личной проповеднической деятельности находим от собрания их громадное удобство и видимую пользу.

Что касается второго отдела приложения, то он состоит из нескольких сот (800), подобранных нами под 157 понятий, так называемых сравнений и подобий, назначение которых – путем сопоставления отвлеченных истин догматического или этического характера с сходными предметами или явлениями из внешнего, доступного нашим чувствам мира, сделать эти истины наглядными и удобоприемлемыми даже для малоподготовленных слушателей. Конечно, сравнение не есть доказательство и ни в каком случае не может заменить его6. Но опыт показывает нам, что если проповедник или оратор, сам всеми силами души своей убежденный в том, что говорит, сумеет выставить истину во всем блеске ее величия, при помощи сравнений, подобий, противоположностей и примеров, то очень часто для убеждения слушателей не представляется уже нужды в доказательствах; истина, как такая, в силу своей неотразимой и божественной красоты, открывается им сама собою и принимается ими всем сердцем – этим центром духовно-нравственной жизни человека, господствующим над умом и волею.

Действительно, рассматривая произведения лучших светских и духовных ораторов всех времен и народов, мы замечаем, что сравнения и уподобления, притчи, рассказы, противоположения и т. п. приемы всегда употреблялись ими с несомненным и неизменным успехом. И опять скажем, что труд найти удачные сравнения и подобия не с целью блеснуть каким-либо красноречивым оборотом, но единственно для того, чтобы приблизить к сознанию своих слушателей, часто младенцев в вере и умственном развитии, необходимый истины веры и благочестия более или менее отвлеченного характера, – такой труд далеко не легок для всякого пастыря, особенно сельского, бедного, не владеющего обширною библиотекой. Поэтому мы думаем, что наш опыт собрания расположенных в алфавитном порядке сравнений не будет лишним в гомилетической литературе.

Таково содержание нашей книги.

Нам кажется, что она идет навстречу сильно созревшей в последнее время потребности в постоянной, живой, общедоступной проповеди. Наше время, отличающееся необычайным усилением религиозного вольномыслия и даже неверия, упадком добрых нравов и заметным разложением частной, семейной и общественной жизни вследствие уклонения от идеала евангельского учения, всюду, во все сферы человеческой жизни вносящего свет истины, утешение, радость, благополучие и оздоровление, требует от пастыря необычайной энергии в святом деле проповеди слова Божия. Высокопреосвященнейший митрополит московский Владимир в своей речи при вручении жезла епископу Трифону (1 июля 1901 г.) характеризуем современное положение Церкви следующими знаменательными словами, с которыми нельзя не согласиться:

«Кто не знает, какое тяжелое, какое смутное время переживает сейчас наша Церковь! Никогда на ниве Христовой не было столько плевел, как ныне. Никогда враг человеческого спасения – диавол – не употреблял столько усилий к разрушению царства Божия на земле, как теперь. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как сейчас. Ратуя против нее опаснейшим из оружий – оружием развитой мысли и соответственного ей слова, они по всем направлениям изрыли область христианской веры, не оставив нетронутой ни одной из ее истин. Теперь разом мы имеем перед собою все заблуждения, какие когда-либо существовали, и несколько таких, которые, по крайней мере, в настоящем своем развитии, никогда еще не существовали. И этот всеотрицающий, всеколеблющий, всеразрушающий дух неверия и вольномыслия, как язва, как смерть (Иер.9:21), – скажем словами пророка, – усиливается проникнуть не только сквозь наши двери, но и сквозь окна и щели, и хочет, во что бы то ни стало, все у нас переделать по-своему» (см. «Московские церковные ведомости», 1901 г., № 28).

К этим грозным и вместе безусловно правдивым словам первосвятителя московской церкви, указывающим, что все служители слова Божия должны немедленно вооружиться духовным мечом –проповедью и стать на высоте и ответственности своего великого призвания, мы должны прибавить, что если пастырская проповедь будет отвлеченною, мало доступною, книжною, – если она не будет следить за явлениями жизни и отвечать во всеоружии слова Божия своевременно на запросы времени, – если она будет производиться по книге или тетради, как бы тем свидетельствуя, что проповедник берет свое слово не из сердца7, а из книги, – если проповедь будет сухая, вялая, заказная, а не вдохновенная, пламенная, живая, сердечная, способная потрясти сердца слушателей и подвигнуть их волю ко всему святому, истинному, великому и прекрасному, – если слово проповедника расходится с его жизнью, – то очень мало будет пользы от всяких пособий к проповедничеству и от самой проповеди. Это потому, что религиозные знания и в особенности религиозная жизнь развиваются по другим законам, нежели всякие другие знания. Для последних требуется лишь верность, ясность, точность сообщений; для успеха же проповедника веры безусловно необходимо присутствие в нем самом искренней, сердечной веры и, как свидетельства ее, доброй, по возможности, жизни.

«Несравненно меньше, – скажем словами одного духовного журнала, – чем какое угодно другое, религиозное учение мирится с передачей его остывшим сердцем и, так сказать, в охлажденном состоянии. Пусть поразмыслит об этом каждый, облекающийся в учительскую тогу и не имеющий внутреннего расположения к проповедуемому учению! Напрасно воображал бы таковой, будто можно учить религии. Хотя бы он самым основательным образом усвоил содержание христианского учения и хотя бы излагал его с мастерством первоклассного оратора, при всем том он принесет больше вреда, чем пользы. Конечно, было бы несправедливостью совершенно отрицать то, что посредством одного учения там и здесь, особенно в восприимчивых сердцах, может воспламениться искра жизни или накопиться такой материал, который при благоприятных обстоятельствах разгорится ярким пламенем. Но все-таки больше получится вреда, чем пользы. Очень многие прозелиты заразятся религиозным равнодушием своего учителя, и те, которые сильнее других алкали и жаждали Божьей правды, тем решительнее отвернутся от такого учения, которое предстало их умственному взору в виде бездыханного трупа». (См. в «Христианском чтении», вып. 7-й, 1901 г. июль, стр. 7–8, статью профессора о. Аквилонова).

Но сильна благодать Божия, велика милость к православной Церкви на св. Руси: никогда не оскудевали в ней и, смеем думать, никогда не оскудеют вдохновенные проповедника слова Божия, сильные делом и словом, потрясающие сердца своих слушателей и ведущие их от мрака и лжи к свету Христовой истины и правды. Верим и надеемся, что и ныне, как много раз ранее, нападения врага спасения на словесное стадо Христовых овец будут верно и победоносно, хотя не сразу, без шума и блеска, отражены архипастырями и пастырями Христовой Церкви. Временное ослабление энергии, в коем не всегда виновны пастыри, не значить потеря ее, – временный сон не значит смерть. Настает и уже настало великое пробуждение, по зову архипастырей, многочисленного сонма православных пастырей-проповедников. Во всех епархиях, городах и многих весях св. Руси уже раздается настойчивое, живое, вдохновенное слово служителей Слова; деятельно ведутся за богослужением и вне его беседы о св. вере и нравственности, слышится пастырская импровизация, устраиваются публичные богословские чтения. В виду сего, повторим, что всякое практическое пособие для проповедников слова Божия, в роде Практической симфонии8, теперь, благовременно и желательно.

Судить о достоинствах настоящего пособия предоставляем нашим сослужителям, которые по духу Христовой любви простят недосмотры его составителю в надежде на исправление их в следующем издании, если Господь судит нам дожить до него.

Москва, 16 августа, 1901 г. Протоиерей Григорий Дьяченко.

* * *

1

У составителя этой симфонии были под руками в качестве пособий след. книги: 1) Biblischos Kasual – Text-Lexicon. K. Haupt. 3 Auflage. Leipzig. 1893. 2) Dictionnaire des parallèles concordances et analogies bibliques par Lambert. Paris. 1862. 2-ed. 3) Cимфония на в. и нов. завет, кн. Барятинской. 4) Симфония изд. ж. «Странник». 5) Статьи журн. «Миссионерск. обозрение». 6) «Душ.собесед.» 7) Наш труд: «Уроки и примеры христианск.веры, надежды и любви» и др.

2

Этим свойством настоящая книга отличается от всех других симфоний, в которых тексты помещены в азбучном порядке, на основании простого звучания начальных слогов в слове – без всякой внутренней их связи и логической близости их между собою, при чем приведены только начальные слова стиха, а не весь стих, или даже сделана одна только ссылка на главы и стихи без самых текстов.

3

См. его «Живое слово».

4

См. «Церковные Ведомости», изд. при Св. Синоде за 1890 г., №26.

5

В состав настоящих духовно-назидательных рассказов внесена только незначительная часть (1/10) из наших книг, под названием: «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви», и то большею частью в сокращении, – гораздо большая часть их печатается здесь по новым источникам: прологам, патерикам, четьи-минеям и др. подобным книгам. Всех рассказов на 245 понятий приведено около 700.

6

Источниками для составления этих сравнений, которых нам нелегко было найти, нам служили, главным образом, творения свв. отц. и в особенности св. Иоанна Златоустого, Макария Египетского, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова; из наших отечественных учителей Церкви творения св. Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и др. также были полезны для нашей цели. Затем, значительное число удачных и сильных сравнений мы нашли в проповедях Филарета, митрополита московского, Иннокентия херсонесского, прот. Нордова и др. Некоторые сравнения заимствованы нами из «Духовного Цветника» и др. сборников духовно-нравственного чтения. Если где не указана при сравнении цитата, то это значит, что мы приводили его или по памяти из прочитанного, или составляли сами.

7

Само собою разумеется, что от начинающих проповедников на первых годах их проповеднической деятельности нельзя требовать свободной импровизации. Довольно для них, если они будут в это время усердно проповедовать слово Божие по руководству лучших проповеднических сборников. Со временем они перейдут к свободному произношению своих поучений, сначала говоря наизусть, или вообще без тетрадки, готовые поучения, разучивая их, конечно, не с букв, точностью, а потом переходя к импровизации, руководясь и здесь на первых порах готовыми конспектами проповедей. Для сего нами и составлены книги: «Ежедневные поучения, Полный годичный круг поучений и т.п.» (первая ступень); «Проповедническая энциклопедия, или Спутник пастыря проповедника», заключающая в себе подробные планы (вторая ступень); «Друг церковного импровизатора», содержащий в себе краткие конспекты (третья ступень).

8

Составители наших старинных симфоний, говоря о пользе и необходимости своих трудов, писали, что «читая книги Священного Писания, хотя и неоднократно и с большим вниманием, трудно, даже совсем невозможно удержать в памяти все тексты, относящиеся к известному понятию». «Всех же священного Писания книг главы, что в которой содержится, или паче всякий священного Писания текст, в которой книге и главе, еще и в котором стихе имеется, помнить выше человеческие силы есть». Еще труднее, конечно, запомнить и, в случае нужды, подыскать для того или иного изречения св. Писания параллельное или вполне соответствующее ему по мысли и по слововыражению изречение из других книг или мест того же св. Писания. Между тем, то и другое существенно важно и необходимо для каждого христианина. «Нужда есть священного Писания знати, яко то вечного нам живота есть мати», говорит составитель другой старинной симфонии, ссылаясь на известные слова Спасителя: испытайте писания, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин.5:39). Еще необходимее то и другое по словам того же, составителя симфонии, Иоанна Ильинского, проповедникам слова Божия, которым «нужда есть поучительные слова свои доводами священных писаний утверждати, именуя книгу и главу, в которой оное писание имеется». С особенною ясностью, глубиной и убедительностью важное значение такого знания для проповедника слова Божия раскрыто в Бозе почившим высокопреосвященным Амвросием, архиепископом харьковским, в известном его сочинении: «Живое слово». Здесь он, между прочим, пишет: «по свойственной человеку забывчивости, и при основательном знании священного Писания, особенно под старость, иногда приходится с некоторым трудом отыскивать требующиеся тексты, и на это много времени тратится при составлении изредка писанных проповедей; но когда нужно преподавать устное поучение на каждый праздник приходской священник, – тогда нет возможности долго отыскивать в Библии необходимые изречения. Между тем, при произнесении поучения можно по памяти текст привести не точно, или изречение одного священного писателя приписать другому» («Живое слово», ст. 113). В таких трудных и неудобных положениях могут оказываться не одни церковные проповедники, а и оо. законоучители, миссионеры и богословы-писатели, и для этих последних указанные положения могут иногда иметь еще более важное значение, чем для проповедников, или в виду заведомо критического со стороны слушателей отношения к словам, напр., миссионеров, или потому, что слова эти, преданный печатному тиснению, закрепляют допущенную в них ошибку на долгие годы и для многих. А к каким нежелательным последствиям могут повести подобного рода явления, об этом с достаточною убедительностью можно судить по тем, напр., злоупотреблениям, какие делали и делают из неясных и неточных библейских цитат в святоотеческих, напр., творениях представители так называемой отрицательной критики священного текста.

Все таковые и подобные им неудобства и трудности в пользовании словом Божиим сознавались, конечно, всегда, и потому естественно «от давних лет» вызывали заботу об их устранении. Простейшим средством для этого были так называемый параллельные места, или параллелизм, который в предисловии к Елизаветинской Библии (изд. 1751 г.) толкуется так: «параллелизм нарицается разных священного Писания мест между собою согласных сношение, на тот конец установленное, да темнейшая с яснейшим явленнейша будут, а яже сумнительная мнятся, та не сумнительна покажутся. И сие не есть новое изобретение, но древнейших святых отцев». Таким образом, святые отцы и учители Церкви своим примером и своими писаниями засвидетельствовали важность подобного способа изъяснения особенно трудных мест св. Писания снесением их с другими, более яснейшими, находящимися в том же писании. Указания на параллельные места делались или в особых изданиях Библии, снабженных цитатами, или в так называемых симфониях.

Симфония в переводе на русский язык значит согласие, т.е. согласование, собрание воедино, в алфавитном порядке всех речений, всех слов в св. Писании, при чем цитаты, относящиеся к тому или другому речению, приводятся или в целом предложении, или в отдельной фразе, в порядке книг, их глав и стихов. Начало симфоний, точно так же и параллельных мест, относится к отдаленной древности и, судя по греческому наименованию, было, вероятно, на востоке; но первый, сохранившийся до нашего времени, труд подобного рода принадлежит западу и появился в XIII веке: это Concordantiae morales Sacrae, Scripturae Антония Падунского, жившего на рубеже XII и XIII веков. Этот первый опыт справочного словаря к св.Писанию восполнен был в том же XIII в. известным доминиканом Гуго-де-Санто-Каро при содействии целой армии монахов-доминиканов, насчитывающей в себе до 500 человек лексикографов. С изобретением книгопечатания количество этих словарей и других пособий для чтения и изучения св. Писания на западе быстро стало возрастать, и для биографического лишь перечня всего того, что сделано по этой части в западно-европейской литературе от начала книгопечатания до наших дней, потребовался бы не один том.

У нас, в России, так называемая симфонии появились сравнительно поздно и притом в отрывках. Первая по времени симфония вышла в 1727 г.; ее составил на псалмы князь Антиох Кантемир; вторая симфония (Ильинского – на Четвероевангелие и Деяния) выдержала три издания (1737, 1767 и 1821 гг.); третья симфония (Богданова – на послания и Апокалипсис) имела два издания (1737 и 1821 гг.). Были симфония и на ветхозаветные книги, хотя и не на все. Так в 1823 г. в Москве издана была симфония на Моисеево Пятикнижие, 1825 г. – на учительные книги ветхого завета, в 1826 г. – на книги пророческие; остальные же 19 книг – исторические совсем не имели симфоний, да и означенные уже в половине столетия сделались библиографическою редкостью. Лет пятнадцать тому назад почти одновременно появились две симфонии на новый завет: одна – краткая, составленная княгиней Барятынской к русскому синодальному переводу нового завета, и другая – полная – к славянскому его тексту, составленная П. Гильтебрандтом и изданная им под заглавием: «Справочный и объяснительный словарь к новому завету».

Вот почти все, что сделано у нас по справочно-библейской литературе до «Симфонии», составленной под редакцией известного своими многочисленными учеными трудами профессора А. Лопухина, редактора духовного журнала «Странник». Эта последняя является, таким образом, первой симфонией на русском языке, обнимающей собою Библию в обеих ее частях – и ветхозаветной, и новозаветной.

Наш же настоящий труд, не претендуя на полноту этой «Симфонии», отличается от нее своим чисто церковно-практическим характером, с назначением его главным образом для проповедников и миссионеров, при чем приведение полных текстов, а не начальных слов, как в Симфонии, изд. ред. «Странника», группирование текстов по логическому их сродству, а не по алфавиту, как в той же «Симфонии» – служат главными отличиями нашего труда от прочих в том же роде.


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle