Смирение
О смирении
Смирение заповедано: Смиритесь пред Господом (Иак.4:10). Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог смиренным дает благодать. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1Петр.5:5–6). Ничего не делайте по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себе (Флп.2:3). Облекитесь, как избранные Божии, в смиренномудрие, снисходя друг другу (Кол.3:12–13).
Смирение необходимо
а) для служения Богу: Человек! – сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: … смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих.6:8). Павел сказал пресвитерам: вы знаете, как я был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием (Деян.20:18–19);
б) для вхождения в царство Божие: Иисус сказал: если не будете, как дети, не войдете в царство небесное; кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном (Мф.18:1–4).
Смирение составляет свойство верующих: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои. Не смирял ли я души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? (Пс.130:1–2).
Верующие должны
а) подражать смирению Господа: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:5–8);
б) признавать себя непотребными рабами: Когда вы исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк.17:10);
в) приписывать Богу свои добродетели: Павел написал: я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом. Но благодатью Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1Кор.15:9–10). Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, дабы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2Кор.4:7).
Те, которые имеют смирение
а) получают благодать пред Богом: Господь смиренным дает благодать (Притч.3:34);
б) бывают предметом внимания Божия: Сердца смиренного Ты не презришь, Боже (Пс.50:19). Вот, на кого Я призрю: на смиренного и на трепещущего пред словом Моим (Ис.66:2);
в) наслаждаются общением с Богом: Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенным и смиренным духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис.57:15);
г) будут вознесены: кто унижает себя, тот возвысится (Мф.23:12). Кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк.9:48).
д) получат царство небесное: Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное (Мф.5:3);
е) смирение предшествует чести и славе: Славе предшествует смирение (Притч.15:33). Смиренный духом приобретает честь (Притч.29:23). За смирением следует страх Господень, богатство, слава и жизнь (Притч.22:4). Будут последние первыми (Мф.20:16). Есть последние, которые будут первыми (Лк.13:30). Многие будут последние первыми (Мк.10:31).
Скорби имеют целью породить смирение: Помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой по пустыне, вот уже сорок лет, чтоб смирить тебя, чтобы испытать тебя. Он смирял тебя, томил тебя голодом… И знай, что Господь учит тебя, как человек учит сына своего (Втор.8:2–5).
Наказания отвращаются ради смирения: Сказал Господь Илии: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился, Я не наведу бед в его дни (3Цар.21:28–29).
Побуждения к смирению
а) ничтожество, слабость и бренность человека: Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и – нет его, и место его уже не узнает его (Пс.102:14–16). Человек подобен дуновению; дни его как уклоняющаяся тень (Пс.143:4);
б) бессилие и зависимость человека: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направления стопам своим (Иер.10:23);
в) греховное состояние: Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво и отступили от заповедей Твоих. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд… (Дан.9:5–8).
Смирение изображено в притчах:
а) места на пиру: Когда зван будешь, пришед, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошед, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.14:10–11);
б) мытарь и фарисей (Лк.18:9–14).
Примеры. Авраам сказал: вот, я pешился говорить Владыке, я, прах и пепел (Быт.18:27). Давид: я червь, а не человек (Пс.21:7). Я был невежда и не разумел; как скот я был пред Тобою, Господи (Пс.72:22). Манассия глубоко смирился пред Богом отцов своих (2Пар.33:12). Исайя: Горе мне! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис.6:5). Иоанн Креститель: Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его (Мф.3:11). Иоанн проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк.1:7). Хананеянка кричала: помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Господь сказал в ответ: не хорошо взять хлеб у детей и бросать псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф.15:21–28).
О смирении Господа нашего
Смирение Господа
а) предсказано: Последовало за Господом множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем: да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: се, Отрок Мой, Которого Я избрал; Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Мф.12:15–20; Ис.42:1–4);
б) объявлено Им Самим: Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29). Я не ищу Моей славы (Ин.8:50).
Господь явил Свое смирение,
а) облекшись человеческою природою: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону (Гал.4:4);
б) подвергаясь нашим немощам: Возвращаясь в город, Господь взалкал (Мф.21:18). Приходит Он в город Сихар. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить (Ин.4:4–7);
в) подвергаясь искушениям: Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф.4:1–10). Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр.2:18). Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:14–15);
г) в Своем смиренном рождении: Вышло повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи в город Давидов Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, Которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк.2:1–7);
д) в подчинении родителям: Он пришел с Иосифом и Матерью Своею в Назарет, и был в повиновении у них (Лк.2:51);
е) в незнатном состоянии: Он взошел как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; Он был умален пред людьми, и мы ни во что ставили Его, но род Его кто изъяснит? (Ис.53:1–3). Изумлялись в отечестве Его и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья и сестры Его не все ли между нами? Откуда у Него все это? И соблазнялись (Мф.13:54–57);
ж) в бедности: Вошли в селение Самарянское, но там не приняли Его. И пошли в другое селение. Когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет где приклонить голову (Лк.9:52–53,57–58). Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор.8:9);
з) делаясь рабом: Кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою: и кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом. Ибо и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мк.10:43–45). Кто больше, возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас как служащий (Лк.22:27). Господь, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп.2:6–7);
и) умыв ноги учеников Своих: Иисус, встав с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Когда же умыл им ноги, надел одежду Свою и возлег опять (Ин.13:1–12);
к) посещая грешников: Иисус увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение, и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус сказал им: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк.5:27–32). Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его (Лк.15:1–10);
л) отказываясь от людских почестей: Не принимаю славы от человеков (Ин.5:41). Иисус, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, удалился на гору один (Ин.6:15);
м) в подчиненности религиозным постановлениям: Когда крестился весь народ [от Иоанна], и Иисус, крестившись, молился. Когда же Иоанн удерживал Его, Он сказал ему: надлежит нам исполнить всякую правду (Лк.3:21; Мф.3:15). Женщина, возливши миро на тело Мое, приготовила Меня к погребению (Мф.26:6–13). Послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху (Лк.22:7–20). Приближался праздник поставления кущей. Когда пришли братья Его, и Он пришел на праздник; в половине праздника вошел в храм и учил (Ин.7:2–14);
н) в покорности человеческим законам: Подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. Иисус, предупредив Петра, сказал: пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф.17:24–27);
о) в Своей покорности Богу: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Я всегда делаю то, что Ему угодно (Ин.6:38; Ин.8:29). Господь смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8). Входя в мир, Он говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Тогда Я сказал: вот иду исполнить волю Твою, Боже. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа (Евр.10:5–10);
п) предав Себя на страдания: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; Он изъязвлен был за грехи наши (Ис.53:5–8);
р) подвергая Себя оскорблениям: Я поношение у людей. Все, видящие Меня, ругаются надо Мною, говорят устами, кивая головою: Он уповал на Господа; пусть избавит Его (Пс.21:7–9). Я стал для них посмешищем (Пс.108:25). Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои – поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис.50:6). Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал (1Петр.2:23);
с) в Своей позорной смерти: За преступления народа Моего претерпел Он казнь, предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был и за преступников сделался ходатаем (Ис.53:8,12). Распяты с Ним два разбойника, проходящие же злословили Его, кивая головами своими (Мф.27:38–39). С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест, пренебрегши посрамление. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не ослабеть душами вашими (Евр.12:1–4);
Господь
а) был прославлен за Его смирение: Он смирил Себя, посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:8–11).
б) увещевает нас подражать Его смирению: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29). Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я –точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Раб не больше господина своего… (Ин.13:13–17).