Источник

Смерть

О смерти Христа Спасителя

Смерть Господня

а) предсказана пророками: Пронзили руки Мои и ноги Мои и об одежде Моей бросают жребий; и Ты свел меня к персти смертной (Пс.21:17,19,16). Как овца веден был Он на заклание. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых: за преступления народа Моего Он претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:7–9). По истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет (Дан.9:26). Когда исполнили все написанное о Нем, то, снявши с древа, положили Его во гроб (Деян.13:29);

б) предсказана Им Самим: Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснет (Мф.16:21). Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мф.17:22–23). Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие, и в третий день воскреснет (Мф.20:18–19). Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие (Мф.26:2). Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет (Ин.12:24,32–33);

в) предначертана Богом: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин.10:17–18). Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили (Деян.2:32). Собрались на Святого Сына Твоего Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой (Деян.4:24,27–28);

г) необходима для нашею искупления: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1Тим.2:6). Господь дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония (Тит.2:14);

д) принята Богом как очистительная жертва: Когда душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Ис.53:10). Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2).

Смерть Господа была

а) добровольною: Он предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис.53:12). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представить Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? (Мф.26:53–54). Я живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал.2:20), Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу (Евр.9:14);

б) незаслуженною: Пилат сказал: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и воть, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти (Лк.23:14–15);

в) крестною казнью: Иисуса, бив, предал Пилат на распятие. Выходя, встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест. Распявшие же Его делили одежды Его (Мф.27:26,32,35). Был час третий, и распяли Его (Мк.15:25). Когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его (Лк.23:33). Пилат предал Его иудеям на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его (Ин.19:16–18). Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8);

г) бесславною: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Втор.21:23), дабы благословение Авраамово распространилось на язычников (Гал.3:13–14). Господь претерпел крест, принебрегши посрамление (Евр.12:2);

д) между двумя злодеями: Предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был (Ис.53:12). Распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую (Мф.27:38). Вели с Ним на смерть и двух злодеев, и распяли Его и злодеев (Лк.23:32–33). Распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса (Ин.19:18).

Смерть Господня

а) сопровождалась знамениями и чудесами: От шестого часа тьма была по всей земли до часа девятого. И вот, завеса во храме разодралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни paсселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф.27:45,51–52);

б) воспоминается на святой вечери: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, едите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф.26:26–28). Взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк.22:26–28). Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1Кор.11:26);

в) прообразована медным змеем: Сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Числ.21:8–9). Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:14–15);

г) есть символ смерти для греха: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтоб упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим.6:3,5–8).

О смерти телесной

Смерть телесная

· вошла чрез Адама: [сказал Бог Адаму] в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взять; ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор.15:22);

· есть следствие греха: Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим.5:12);

· составляет общий удел всех: Не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды (Пс.48:10–11); одна участь праведнику и нечестивому… они отходят к умершим (Еккл.9:2–3);

· разлучает душу от тела: Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл.12:7). Отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются (Пс.103:29);

· побеждена Христом: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос.13:14). Благодарение Господу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1Кор.15:55,57). Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се жив вовеки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр.1:17–18);

· будет окончательно уничтожена Христом: Последний же враг истребится – смерть… тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (Ис.25:8; см. 1Кор.15:26,54); и смерти не будет уже (Откр.21:4). После смерти наступает суд: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9:27). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышать глас Сына Божия и, услышавши, оживут; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Ин.5:25,29).

Должно

· размышлять о смерти: Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно (Пс.38:5). Всякая плоть, как трава: засохла трава, и цвет ее опал (1Петр.1:24). Скоро [я] должен оставить храмину мою (2Петр.1:14);

· готовиться к смерти: Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль (Ам.4:12). Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое (Пс.89:12). Бодрствуйте, ибо не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф.24:42).

О смерти вечной

Смерть вечная названа

· воскресением для осуждения: И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Ин.5:29);

· второю смертью: Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (Откр.2:11);

· вечным осуждением: Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Мк.3:29);

· вечными муками: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46);

· погибелью: Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими (Мф.7:13);

· наказанием гееннским: Змии, порождения ехидны! как убежите вы от осуждения в геенну? (Мф.23:33);

· геенною: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10:28). И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мк.9:47);

· адом: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (Мф.11:23). И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк.16:23);

· гневом грядущим: Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, – сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Мф.3:7; см. также 1Фес.1:10).

Смерть вечная изображается как

· погубление тела и души: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф.10:28);

· удаление от лица Божия: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41). Он [Иисус Христос] скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк.13:27);

· сообщество диаволу и его ангелам: Тогда скажет [Иисус Христос] и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41);

· мрак вечной тьмы: Это – безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы (2Петр.2:17).

· тьма внешняя: Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф.8:12). А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф.25:30);

· огонь вечный: Тогда скажет [Иисус Христос] и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41).

· огонь неугасаемый: Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.3:12);

· озеро огненное и серное: А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь вовеки веков (Откр.20:10). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр.21:8);

· печь огненная: И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф.13:42);

· вечный стыд: И многие и спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан.12:2);

· червь, который не умирает: И будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти (Ис.66:24). Где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мк.9:44);

· скорбь и теснота: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, иудея, потом и еллина! (Рим.2:9);

· плач и скрежет зубов: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в царствии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лк.13:28);

· вечные мучения: Тогда скажет [Иисус Христос] и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46).

Верующие избегнут смерти вечной: и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46). И всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? (Ин.11:26). Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим.6:22). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр.20:6).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle