Источник

Иисус Христос

Пророчества об Иисусе Христе25

Все, что предсказано было о Спасителе Господе нашем Иисусе Христе, все точно исполнилось.

Предсказано было, что Христос от Девы неискусобрачной родится: Се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.7:14). И было так: родился Христос от Девы (Мф.1:18–23; Лк.1:26).

Предсказано было, что от колена Иудова и во граде Вифлееме родится Спаситель: И ты, Вифлееме, земля Иудова ничим же меньше во владыках Иудовых. Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою во Израиле (Мих.5:2). Так и было. От колена Иудова возсиял Господь наш (Евр.7:14). В Вифлееме иудейском родился Иисус Христос (Мф.2:1; Лк.2:4).

Предсказано было, что Иисус Христос от семени Давидова родится (2Цар.7:12; Ис.11:1; Пс.131:11), и было так. От семени [племени] Давидова родился Христос по плоти, отчего и назывался сыном Давидовым (Мф.9:27, Мф.20:30, Мф.22:42).

Предречено было, что к рождшемуся Христу придут с дарами на поклон: И поклонятся Ему все цари; все народы будут Ему служить и от золота Аравии дары принесут Ему (Пс.71:10–11,15) – и было так. Пришли ко Младенцу Христу три премудрые царя с востока и, пав на землю, поклонились Ему и принесли дары: злато, ливан и смирну (Мф.2:11).

Не умолчано и то в Священном Писании, что при рождении Христа Спасителя будут избиты младенцы в том месте, где родился Господь, и что вопль матерей будет слышен в окрестных местах: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание. Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер.31:15) – и сбылось так. После рождения Спасителя избиены были по повелению Ирода младенцы в Вифлееме, где родился Христос, и во всех пределах eго (Мф.2:16).

Предвозвещено было бегство во Египет и возвращение Христово из Египта: Из Египта вызвал сына Моего (Ос.11:1). И было так: бежали родители Господа с божественным Младенцем в Египет от убийцы Ирода, но по смерти его возвратились оттуда.

Обещал Господь послать ангела (предвозвестника) Своего пред лицом Христа: Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред Тобою, сказал Господь Христу, Сыну Своему (Мал.3:1). И было так: послан был пред лицем Господним Иоанн Предтеча, о котором писано было пророком (Мф.3:1–13).

Предсказано было, что Христос Свою проповедь начнет в Галилее: Возвеличит Господь Галилею, народ, ходящий во тъме, увидит свет великий (Ис.9:2). Так и было. В Галилее явился свет миру – Христос людям, сидящим во тьме язычества. В Галилее Господь наш Иисус Христос стал проповедовать и говорить: Покайтеся, ибо приближается царство небесное (Мф.4:17).

Предсказано было, что многие учения Его не послушают и не поверят Ему и Его не поймут: сказал Господь пророку Исайи: Пойди и скажи этому народу [евреям]: слухом услышите и не уразумеете, очами смотреть будете и не увидите (Ис.6:9–10). Не послушали учения Христова книжники и фарисеи и прочие иудеи и не поверили Ему и не приняли Его: К Своим пришел, и Свои не приняли Его (Ин.1:11).

Предсказано было, что Христос благую и радостную весть принесет людям: Дух Господа Бога на Мне; ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис.61:1–2). Так и было. Пришел Господь на землю и возвестил величайшую, радостнейшую весть о любви Божией к человеку: Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16). Что может быть радостнее такого благовестия: Пришел Сын человеческий взыскать и спасти погибшее (Лк.19:10)?

Предвозвещено было, что Господь наш Иисус Христос сотворит многие чудеса: Тогда [во время пришествия Спасителя] откроются очи слепых, и уши глухих услышат (Ис.35:5). И исполнилось так. Множество чудес совершил Господь. По слову Его рожденные слепыми прозревали, глухие получали слух, немые получали способность говорить, хромые – хождение, прокаженные – очищение, расслабленные – исцеление, мертвые–воскресение. Читай во Святом Евангелии.

Предсказано было, что многие из иудеев Христа, Который им обещан и послан, возненавидят: Отовсюду окружают Меня словами ненависти, вооружаются против Меня без причины. За любовь Мою они враждуют на Меня, воздают Мне за добро злом, за любовь Мою – ненавистью (Пс.108:4–5). И было так. Возненавидели Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, укоряли, злословили, хулили и гнали Его. На это указывает евангелие и Сам Господь: Ныне же увидели и возненавидели Меня и Отца Моего; но да сбудется слово, писанное в закон их: возненавидели Меня напрасно (Ин.15:24–25).

Предсказано было, как тих, кроток, благоприступен и смирен будет Христос: Не возопиет и не возвысит голоса Своего. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине (Ис.42:1–3). Так и было. Святое евангелие показывает пресвятой и божественный нрав Спасителя, которому подражать Господь и нас научает: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29).

Предсказано было, что Христос в город Иерусалим войдет на жребяти осли: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной (Зах.9:9). Грядет при восклицаниях народа: Благословен грядый во имя Господне. (Пс.117:26). Так и исполнилось. Так и вошел Христос во Иерусалим, на вольную смерть шествуя, и народ, Ему сопутствовавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних (Мф.21:9).

Предсказано было, что один из ближних учеников предаст Иисуса Христа: Человек, живший со Мною в мире, на которого Я полагался, который хлеб ел Мой, поднял на Меня пяту (Пс.40:10). И было так. Предал Иисуса Христа Иуда, один из 12-ти апостолов: тогда пошел Иуда Искариотский к первосвященникам иудейским и сказал: что дадите мне, я вам предам Его (Мф.26:14–15).

Предвозвещено было, что за тридцать сребренников Господь будет продан: И поставиша плату за Меня тридцать серебренников (Зах.11:12). И было так. Продан был от предателя за тридцать сребренников Господь наш Иисус Христос (Мф.26:15).

Писано было о Христе: Поражу пастыря, и разыдутся овцы стада (Зах.13:7). И было так. Предан и взят был Христос, и рассеялись овцы Его – апостолы. Тогда все ученики Его, оставив Его, бежали (Мф.26:56).

Восшел царствующий пророк, провидя совет беззаконных на Иисуса Христа: Зачем мятутся народы; восстают цари земли и князья совещаются вместе на Господа и на Христа Его (Пс.2:1–2). И было так. Собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника Каиаафы и совещались, чтобы взять Иисуса хитростью и убить (Мф.26:3). Князи людские и Пилат судили и осудили на смерть Иисуса Христа. Царь Ирод надругался над Ним и возвратил Его к Пилату. Возопили иудеи: возьми, возьми, распни Его (Мк.15:13).

Предвозвещено было, что ложные будут свидетели на Христа: Восстали на Меня свидетели неправедные; чего Я не знаю, о том допрашивают Меня (Пс.34:11). И было так. Первосвященники и старейшины искали лжесвидетельства против Иисуса, и пришли два лжесвидетеля (Мф.26:59–60).

Писано было о Христе: Плечи Мои Я дал на раны и ланиты Мои на заушение; лица Моего не закрывал от поругания и оплеваний (Ис.50:6). И было так. Биен, ранен, заушен и оплеван был Иисус Христос, Господь наш.

Писано было о Христе: И нет в Нем ни вида, ни славы, и Он презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший болезни (Ис.53:2–3). Так и было. Всякое зверское бесчеловечие и злобу совершили на Нем враги Его; Он был показан Пилатом иудеям, как зрелище ужасное: Се Человек, вида человеческого не имеющий (Ин.19:5).

Предвозвещено было о Христе: Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис.53:7). Так и исполнилось. Не отверзал Иисус Христос уст Своих пред врагами Своими. Не отверзал в дому Каиафы на беззаконном сонмище иудейском: Иисус же молчал (Мф.26:63). Не отверзал уст пред игемоном: Не отвечал ему ни на одно слово (Мф.27:14). Не отверзал пред Иродом и ничего ему не отвечал (Лк.23:9). Не отвечал и пред прочими врагами, хулящими, поносящими, укоряющими, злословящими Его и насмехавшимися, и уязвляющими; как агнец бы безгласен пред стригущими его. Он веден был на распятие и смерть, как овца на заклание (Ис.53:7).

Писано было об Иисусе Христе: Пронзили руки Мои и ноги Мои (Пс.21:17). И было так. Пронзили гвоздями руки и ноги Его, когда пригвоздили ко кресту.

Писано было: Со беззаконными вменися, к преступникам причтен (Ис.53:12). Исполнилось то на Иисусе Христе: распят был и повешен был между двумя разбойниками. ІІраведник святой к беззаконным причтен.

Писано было: И будет в тот день, говорит Господь Бог: зайдет солнце пополудни и омрачу землю среди светлого дня (Ам.8:9). И было так. Помрачилось солнце при распятии Господа нашего Иисуса Христа: От шестого часа [12 часов, полдень] до девятого [3 часа дня] тьма была по всей земли (Мф.27:45).

Писано было о Христе: И дали Мне в пищу желчь и в жажде Моей напоили уксусом (Пс.68:22). И исполнилось так. Напоен был Божественный Страдалец уксусом, смешанным с желчью: Дали Ему пить уксус, смешанный с желчью (Мф.27:34).

Писано было о Христе: Все видящие Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивают головою: Он уповал на Господа; пусть избавит Его, пусть спасет Его, если Он угоден Ему (Пс.21:8–9). Исполнилось то на Христе страдающем: Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: разрушающий храм и в три дня созидающий, спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф.27:39–42).

Писано было: Разделили ризы Мои и об одежде Моей бросали жребий (Пс.21:19). И было так. Распявшие Иисуса Христа разделили ризы Его, бросали жребий, что кому взять (Мк.15:24).

Писано было о смерти Христовой: В руки Твои предаю дух Мой (Пс.30:6). И было так. Те же точно слова изрек Иисус Христос, умирая на кресте, и, сказав это, испустил дух (Лк.23:46).

Писано было о Христе: Сей грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:4–5). Так и было. Христос за наши грехи пострадал. Сам перенес страдание на пречистом теле Своем, чтобы мы избавились от грехов и жили в правде (Рим.4:24–25; 1Петр.2:21).

Предвозвещено было, что Иисус Христос соберет учеников и пошлет их на всемирную проповедь: Вместо отцов твоих будут сыновья твои; ты поставишь их князьями во всей земле (Пс.44:17). И было так. Собрал Господь Иисус Христос двенадцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камени, создали Церковь Его и проповедали учение Его по всей вселенной. Во всю землю проходит вещание их и до пределов вселенной слова их (Пс.18:5).

Объявлено в Священном Писании, что все народы обратятся к истинному Богу: Обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся Ему все племена язычников (Пс.21:28). Исполнилось то по предсказанию Спасителя. Обратились уже ко Господу все народы: почитают истинного и живого Бога Отца и Сына и Святого Духа. От востока до запада хвально имя Господне (Пс.112:3).

Характер Господа нашего Иисуса Христа

Господь наш Иисус Христос есть

· точный исполнитель Своею дела служения: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк.2:49). Дух Господень на Мне, ибо Он послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать лето Господне благоприятное. Ныне исполнилось писание сиe, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это (Лк.11:18–19,21–22). Отче! Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин.17:4);

· любящий: Иисус явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин.13:1,34). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу (Еф.5:2). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души наши за братьев (1Ин.3:16);

· уединенно молящийся: Отпустив народ, Иисус взошел на гору помолиться наедине, и вечером оставался там один (Мф.14:23). Удалился в пустынное место и там молился (Мк.1:35). Взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу (Лк.6:12);

· щедродательный: Ходил Господь Иисус по всей Галилее, уча и проповедуя евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф.4:23). Привели к Нему многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных (Мф.8:16). Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их, и пятью хлебами насытил пять тысяч (Мф.14:14–21);

· кроткий: Я, Павел, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым (2Кор.10:1). Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29);

· тихий, нежный: Вот, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Не воспрекословит, ни возопиет, трости надломленной не переломит, доколе не доставит суду победы (Ис.42:1–4; Мф.12:18–20). Се Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле (Мф.21:5; Зах.9:9);

· верный: Будет препоясание чресл Его правда, и препоясание бедр Его – истина (Ис.11:5);

· смиренный: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мф.20:28). Кто больше, возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас как служащий (Лк.22:27). Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин.13:14). Христос Иисус, будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, смирил Себя, быв послушлив даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:6–8);

· невинный: Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис.53:9). Таков должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников (Евр.7:26);

· праведный пред Богом и людьми: Он, Праведник, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (Ис.53:11). Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1Петр.3:18). Суд Мой праведен (Ин.5:30);

· милосердный: Женщина! где твои обвинители? Никто не осудил тебя? И Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши (Ин.8:10–11). Я пришел не судить мир, но спасти мир (Ин.12:47);

· покорный Богу: Вот иду; в свитке книжном написано о Мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой (Пс.39:8–9). Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его (Ин.4:34). Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин.5:30). Как заповедал Мне Отец, так и творю (Ин.14:31). Я соблюл заповеди Отца Моего (Ин.15:10). Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин.17:4). Был послушен даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:8);

· прощающий: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Облекитесь в милосердие, долготерпение, прощая взаимно, как Христос простил вас (Кол.3:12–13);

· терпеливый: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис.53:7; Деян.8:32). Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха; будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному (1Петр.2:21–23).

Господь показал в Себе образец

а) самоотвержения: Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет где приклонить голову (Мф.8:20). Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28). Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин.6:38);

б) преданности в волю Божию: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, по как Ты. Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф.26:39,42);

в) сострадания: Видя толпы народа, Господь сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря (Мф.9:36). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас (Мф.11:28). Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть… и семью хлебами накормил семь тысяч (Мф.15:32–38). Иисус, умилосердившись, прикоснулся к глазам двух слепых, и тотчас прозрели глаза их (Мф.20:34). Увидев вдову Наинскую, плакавшую об умершем сыне, сжалился над нею и сказал ей: не плачь, и воскресил умершего (Лк.7:13–15). Когда приблизился к городу [Иерусалиму], то, смотря на него, заплакал о нем и предсказал о конечном разорении его (Лк.19:41–44). Иисус, когда увидел плачущих о смерти Лазаря, Сам восскорбел духом и прослезился (Ин.11:33–35).

Господь был

· исполнен благодати: Благодать излилась из уст Твоих (Пс.44:3). Все дивились словам благодати, исходившим из уст Его (Лк.4:22). Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать (Ин.1:14,16);

· премудрый: Пришед в отечество Свое, Господь учил иудеев в синагогах их; они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и сила? (Мф.13:54). Слышавшие Его с изумлением говорили: откуда у Него это! что за премудрость дана Ему (Мк.6:2). Младенец Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости (Лк.2:40). Все, слушавшие Его двенадцатилетнего, дивились разуму и ответам Его, и Он преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк.2:47,52);

· святый: Ангел сказал Марии: рождаемое святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). Таков должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу (Евр.7:26);

· без греха: Он не сделал греха (Ис.53:9). Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин.14:30). Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21);

· покорный, любящий Своих родителей: Отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. И Он пошел с ними и был в повиновении у них (Лк.2:48–51);

· переносящей зло, не воздавая тем же: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил не принявших нас, как и Илия сделал? Но Он запретил им и сказал: Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк.9:54–56). Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал (1Петр.2:23);

· ревностный в служении Богу: Ревность по доме Твоем снедает Меня (Пс.68:10; Ин.2:14–17).

Верующим предназначается быть подобными по характеру Господу своему: Кого Бог предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29).

Верующие должны подражать Господу

а) в любви: Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф.5:2);

б) в кротости и смирении: В вас должны быть те же чувствования, как и во Христе Иисусе (Флп.2:5). Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф.11:29). Кто из вас больше, будь как меньший. Ибо Я посреди вас, как служащий (Лк.22:26–27);

в) в преодолении греха: Как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью, ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1Петр.4:1–2);

г) в самоотречение: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф.16:24);

д) в святости: Всякий, имеющий надежду на Господа, очищает себя, так как Он чист (1Ин.3:3).

О человечестве Господа нашего

Человечество Господа

а) а) предсказано: Сказал Господь Бог змию: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет тебя поражать в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:15). Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам (Деян.3:22; Втор.18:15);

б) определено Богом: Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца (Ин.6:38). Я от Бога изошел и пришел: Он послал Меня (Ин.8:42). Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены (Гал.4:4);

в) добровольно принято Господом: Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Тогда Я сказал: вот, иду исполнить волю Твою, Боже (Евр.10:5,7; Пс.39:7–9). Господь уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек (Флп.2:7);

г) было необходимо для Его посредничества: Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1Тим.2:5). Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола. Он должен был во всем уподобиться братьям, чтоб быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа (Евр.2:14,17).

Господь имел

а) истинно человеческое тело: Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин.1:14);

б) человеческую душу: Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух (Лк.23:46). Давид, будучи пророком, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видала тления (Деян.2:30).

Человечество Господа есть великая тайна: Беспрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1Тим.3:16).

Доказательства вочеловечения Господа:

а) Его зачатие во чреве: По обручении Марии с Иосифом, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого (Мф.1:18). Сказал ангел Марии: вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего (Лк.1:30–32);

б) Его рождение, обрезание и возрастание: Мария родила Сына Своего Первенца: и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк.2:7). По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус. Младенец же возрастал и укреплялся духом; преуспевал в премудрости и возрасте (Лк.2:21,40,52);

в) Его голод и жажда, утомление и сон: Иисус, возвращаясь в город, взалкал (Мф.21:18) Утрудившись в пути, Он сел у колодезя. Приходит женщина почерпнуть воды. Иисус говорит: дай Мне пить (Ин.4:6–7). Во время плавания Он заснул. Подошедши, разбудили Его (Лк.8:23);

г) Его слезы и скорби: Когда Господь приблизился к городу, заплакал о нем (Лк.19:41). Когда увидел Марию [сестру умершего Лазаря] плачущую, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился (Ин.11:33,35). Душа Моя скорбит смертельно (Мф.26:38);

д) был заушаем, бит и распят: Плевали Ему в лице и заушали Его, другие же ударяли Его по ланитам (Мф.26:67). Пилат, бив Иисуса, предал на распятие. Распявшие же Его делили одежды Его (Мф.27:26,35). Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5);

е) пронзение Его ребер по смерти, Его погребение и воскресение: Увидели Его умершим, и один из воинов копьем пронзил Ему ребра (Ин.19:33–34). Иосиф пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале (Лк.23:52–53). Господь истинно воскрес… Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк.24:34,39).

Господь был подобен нам во всем, кроме греха: Мы имеем такого Первосвященника, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15). Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех (2Кор.5:21).

Родословие Господа по человечеству: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, … Сына Авраамова… (Мф.1:1–17). Иисус был, как думали, Сын Иосифов… Адамов, Божий (Лк.3:23–38).

Человечество Господа было

а) свидетельствовано Им Самим: За кого люди почитают Меня, Сына человеческого (Мф.16:13)? Пришел Сын человеческий, ест и пьет… (Лк.7:34);

б) признано иудеями: иудеи говорили: не Иисус ли это, Сын Иосифов, Которого отца и мать мы знаем? (Ин.6:42).

Тот, кто исповедует человечество Господа есть Божий, а кто не исповедует есть антихристов: Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1Ин.4:2–3). Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист (2Ин.1:7).

О могуществе Господа нашего

Могущество Господне равно могуществу Бога Отца: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Что творит Отец, то и Сын творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин.5:17,19,21). Я и Отец одно (Ин.10:30). Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне, верьте Мне, верьте Мне по самым делам Моим (Ин.14:11). Во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9).

Могущество Господа нашего описано, как

а) имеющее полную власть на небе и на земле: Одиннадцать учеников, увидев воскресшего Господа, поклонились Ему. Приблизившись, Он сказал им: дана Мне великая власть на небе и на земле (Мф.28:17–18);

б) высшее ангелов, всякого господства, всякие силы на небе и на земле: Приходящий с небес есть выше всех (Ин.3:31). Господь есть глава всякого начальства и власти (Кол.2:10). Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:9–10). Обещание Богу доброй совести спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшедши на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы (1Петр.3:21–22);

в) господствующее 1) над всеми царствами мира: Раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15). Он есть Господь господствующих и Царь царей (Откр.17:14, Откр.19:16); 2) над всеми людьми: Отче! Ты дал Сыну Твоему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, дает Он жизнь вечную (Ин.17:1–2). Сей есть Господь всех (Деян.10:36). Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его (Рим.10:12); 3) над всем: все предано Мне Отцом Моим (Лк.10:22). Отец любит Сына, и все дал в руку Его (Ин.3:35; Ин.13:3);

г) могущество Виновника спасения: Нет ни в ком ином спасения [кроме Господа]. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4:11–12). Он сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр.5:9);

д) способное вечно списать и истреблять: Я даю овцам Моим жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин.10:28). Господь может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив (Евр.7:25). Я есмь лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребывает во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и горят (Ин.15:5–6). Не покоряющиеся благовествованию Господа нашего подвергнутся наказанию, вечной погибели, от славы могущества Его (2Фес.1:8–9). Господь Иисус убьет беззаконника духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (Ин.2:8);

е) владеющее ключом ада и смерти: Имею ключи ада и смерти (Откр.1:18). Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, отворяет, и никто не затворит; затворяет, и никто не отворит (Откр.3:7; Ис.22:22);

ж) способное покорять все: Силою Своею Он действует и покоряет Себе все (Флп.3:21);

з) внимающее молитвам и исполняющее их: Один из повешенных злодеев сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:42–43). Если о чем попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин.14:14). Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин.15:7). Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенная (Ин.16:24);

и) вечное: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет (Дан.7:13–14).

Иисус Христос есть

а) Бог всемогущий: Младенец родился нам – Сын дан нам; и нарекут имя Ему: Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела (Ис.9:6–7). Увидел я знамение на небе великое и чудное: победившие зверя, стоят, держа гусли Божии. И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже, Вседержитель (Откр.15:1–3);

б) Сильный Господь и Спаситель: Кто сей Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь сил, Он Царь славы (Пс.23:8–10). Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и воздвиг рог спасения нам, как возвестил устами святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших (Лк.1:68–71);

в) сила Божия: Мы проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость (1Кор.1:23–24);

г) Бог над всеми: израильтянам принадлежат и слова, и заветы, и обетования, их и отцы и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки (Рим.9:4–5);

Могущество Господа нашего обнаружено чрез

а) сотворение мира: Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло. В мире был, и мир произошел чрез Него (Ин.1:3,10). У нас один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1Кор.8:6). Бог создал все Иисусом Христом (Еф.3:9). Им создано все, что на небеси и что на земли, видимое и невидимое (Кол.1:16);

б) соблюдение всего: Все Им и для Него создано, и все Им стоит (Кол.1:16–17). Господь, будучи сияние славы и образ ипостаси Бога, держит все словом силы Своей (Евр.1:3);

в) спасение человека: Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк.2:31). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас по Своей милости банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит.3:4–5);

г) Его учение: Когда Иисус окончил слово, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф.7:28–29), и начал учить в синагоге, и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему (Мк.6:2). Для чего вы не привели Его? Служители отвечали первосвященникам: никогда человек не говорил так, как этот Человек (Ин.7:45–46);

д) чудеса и исцеления: Многие, видя чудеса, которые Господь творил, уверовали во имя Его (Ин.2:23). Приступило ко Господу множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их, так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими, и прославлял Бога Израилева (Мф.15:29–31). Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин.5:36). Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом. И мы свидетели всего, что делал Он (Деян.10:38–39);

е) Его господство 1) над демонами, в изгнании их: Ко Господу привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом (Мф.8:16). 2) над ветрами и морем, в утишении их словом: Господь запретил ветру, и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина (Мк.4:39);

ж) предание Своим ученикам власти творить чудеса: Призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф.10:1);

з) Его знание сердечных помышлений и всего: Иисус, видя помышления книжников, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф.9:4). Иисус знал всех, и знал, что в человеке (Ин.2:25); сначала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его (Ин.6:64). Женщина самарянская говорит людям Сихаря: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала (Ин.4:28–29). Видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя (Ин.16:30). Петр сказал: Господи! Ты все знаешь (Ин.21:17). Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:5);

и) дела, каких никто другой не делал: Народ, удивляясь чудесам, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле (Мф.9:33). Все изумлялись и прославляли Бога [за исцеления], говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мк.2:12). Если бы Я не творил дел, каких никто другой не делал, то иудеи не имели бы греха (Ин.15:24);

к) прощение грехов: Иисус сказал расслабленному: прощаются тебе грехи твои; встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мф.9:2,6–8). Грешнице сказал: прощаются тебе грехи; вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк.7:48,50);

л) воскрешение умерших: 1) дочери Иаира: Когда Иисус пришел в дом начальника [Иаира], народ был выслан; Он же, вошед, взял умершую за руку, и девица встала (Мф.9:18–19,23–25). 2) Сына вдовы наинской: Выносили [из города Наина] умершего, единственного сына у матери, а она была вдова. Господь, подошед, сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить: и отдал его Иисус матери его (Лк.7:11–16). 3) Лазаря: Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Но Господь воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит: развяжите его, пусть идет (Ин.11:39–44);

м) дарование жизни духовной, вечной: Старайтесь о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую дает вам Сын человеческий (Ин.6:27). Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:35,53–54). Отче! всему, что Ты дал Сыну Твоему, дает Он жизнь вечную (Ин.17:2). Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышав оживут (Ин.5:25);

н) Его воскресение: Разрушьте храм сей; и я в три дня воздвигну его, [говорил Господь о храме тела Своего]. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это (Ин.2:19–22). Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее (Ин.10:17–18).

О подражании Христу

Верующие должны подражать Иисусу Христу

· в любви: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга! (Ин.13:34). И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2). Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25). Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1Ин.3:16);

· в благотворительности: Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деян.20:35);

· в кротости: Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф.11:29);

· в смирении: Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:27–28). [Ибо] в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.2:5–8);

· в послушании Богу: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей; как и Я соблюл заповеди Отца Моего, и пребываю в Его любви (Ин.15:10);

· в прощении обид: Как Христос простил вас, так и вы (Кол.3:13);

· в самоотречении: И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38). Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (Ис.53:9; 1Петр.2:12,22);

· в перенесении оскорблений и преследования: Взирая на Начальника и Совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия, Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы и вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр.12:2–4). Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом (1Петр.3:17–18);

· в преодолении греха: Итак, как Христос за нас пострадал плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1Петр.4:1–2). Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр.3:21).

* * *

25

Эта статья заимствована из творений св. Тихона Задонского, почему и библейскиѳ тексты приведены здесь в той форме, в которой они употреблены в издании его творений. Прот. Г. Д–ко.


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle