Добродетель, добрые дела
Мысли о добродетели
1. «Добродетель почти всегда окружена бедствиями, как роза – колючими шипами», – сказал св. Григорий Богослов. Это зависит от того, что мудрый злому человеку кажется безумным, потому что он и мыслит, и действует совершенно противно и началам, и целям злого человека.
2. Прямота в слове и правдивость в деле часто и друзей обращают во врагов.
3. Больные глаза света не любят, и неправда правду, и ложь истину ненавидят (св. Тихон Задонский).
4. Чему приписываете вы зрелые плоды, украшающие дерево? Не ветвям, на которых они держатся, но корню, от которого происходят. То же можно сказать и о добрых делах ваших. Не Бог ли, даровавший вам бытие, сохраняющий ваши силы и сообщающий благодать Свою, – не Бог ли действует в сердцах ваших, направляя волю вашу к добру? И добро, творимое вами, не от Него ли единственно происходит? Человек, по словам апостола, сам по себе и помыслить доброго не может (2Кор.3:5).
5. Не предаваясь пороку и не работая с усердием Господу, мы, как пылинки в воздухе, вращаемся между небом и землею: нет у нас ни полета к горнему, ни точки стояния на земле.
6. Неприятно смотреть на деревья с их обнаженными сучьями и ветвями, неприятно видеть замерзшее поле, на коем не зеленеет ни одна травка; но еще печальнее вид холодного к добру сердца, без соков и силы к добру, без цвета духовной жизни, без плода правды.
7. Не довольствуйся мыслью, чувствованием, словом, где нужно и возможно дело.
8. Хорошо, если у тебя не каменное сердце; но нехорошо, если у тебя сухая и скорченная рука, не простирающаяся и не отверзающаяся для нищего (Филарет (Дроздов), митрополит московский).
9. Как одно желание пищи не утоляет еще голода, и одно желание питья не уничтожает жажды, и одно желание к торговле не обогащает, так и одно желание спасения не спасаете нас (прот. Авраамий Некрасов).
Упражнение в добродетели
1. Как нельзя, не трудясь, купить себе за деньги грамотности или какого искусства, так невозможно стяжать навыка в добродетелях без рачительности и усердия (св. Ефрем Сирин).
2. Как дитя учится говорить, так совершеннолетний научается быть добродетельным: оба посредством веры и упражнения («Цветник духовный»).
3. Кто поучается урокам добродетели и не исполняет их, тот подобен человеку, который пашет, но забывает сеять («Цветник духовный»).
4. Не выделывают вино или воск иначе, как чрез давление; так точно и добрые дела нельзя совершать иначе, как усиленными трудами и подвигами (св. Димитрий Ростовский).
Твердость в добре
Представьте случай, когда огромная река принимает другое направление течения, по мысли людей. Вначале это требует громадных, почти невозможных усилий, пока не выкопано новое дно, пока течение воды не введено в новое русло. Но если река приняла однажды новое течение, то есть если вся сила воды устремилась по новому дну, между новыми берегами, – быстрота течения начинает увеличиваться больше и больше, по мере пройденного пути. То же самое бывает и с твердостью в добре. Вначале она требовала от святых сильной борьбы против чувственной природы, против себя, – многих слез и молитв, пока их мысли и желания, все сердце их не отрешилось от земного и не утвердилось в Господе, пока вся жизнь их не оставила прежнего течения и не приняла нового. Но когда любовь к своему Господу Иисусу Христу глубоко укоренилась в их сердце, когда она приобрела силу и жизнь и окрепла в борьбе против греха, тогда им стало легко постоянно мыслить о Нем и как бы жить пред очами Его; поток мысли их шел обыкновенно в своем русле («Цветник духовный»).
Добродетель не трудное дело
Птице тяжки ли перья, которыми она летает по воздуху? Так и истинному христианину не тяжки заповеди Христовы, творением которых душа наша, оперившись, возлетает на небо.
Начинай с малого
Не должно преувеличением трудностей питать леность и малодушие. Малые плинты (кирпичи) кладут одну по другой – и созидают огромный храм; подобно сему назидай твою душу, как можно, непрерывно, посильными благими помышлениями, благими желаниями, благими делами, и весь созиждешься в храм духовен (Филарет, митрополит московский).
Не останавливайся в доброделании
1. Нельзя не падать; но можно и должно, упавши, восставать. Бегущий спешно, если и споткнется на что, спешно встает и опять устремляется по пути к цели: подражай ему (Феофан Затворник, епископ владимирский).
2. Душа человеческая в мире сем подобна кораблю, плывущему против стремления волн: на одном месте никак нельзя остановиться, и если она не употребить усилия простираться вперед, то будет увлечена в глубину.
3. Если мы не упражняем сил своих в добрых делах, то непременно уже обращаемся в чем-нибудь худом и порочном, подобно как, плывя по реке, мы или подвигаемся вверх, или увлекаемся вниз по течению ее («Цветник духовный»).
Для добродетельной жизни нужно много усердия и внимания
«Как при приготовлении тканей, – говорит св. Григорий Нисский, – ткацкое искусство делает одежду из многих нитей то натягиваемых прямо, то пересекаемых поперек, так и в доблестной жизни должно стекаться многое, из чего составляется ткань улучшенной жизни» (Творения св. Григория Нисского, ч. III, стр. 234).
Для получения спасения необходимы добрые дела в соединении с верою
1. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Птица, хотя не вся, а одною только ногою держится в сети, – вся находится во власти птицелова; так и мы, хотя не все, – не верою и жизнью вместе, а верою только, или только жизнью, держимся во зле, – все находимся под властью диавола».
2. Тот же отец церкви в другом месте пишет: «Вера без дела есть образ без души. Как тело красивое и румяное, изображенное на картине, не имеет души, так и вера, хотя бы она и была правая, без дел мертва есть. Представьте какого-либо наглого сребролюбца-предателя, но верующего право: какая ему польза, если он ничего не имеет приличного христианину?» (Беседа 8-я на 3-ю гл. Посл. к Тим.).
Рост добра
Солнце, восходя, освещает сначала только вершины гор, а чтобы день наступил внизу, должно пройти некоторое время. Иисус Христос Свое учение сравнивал с закваскою, которую кладут в тесто, и действие которой сказывается не вдруг, а по прошествии известного времени. Когда после долгой суровой и снежной зимы наступает весна, солнце хотя и светит ярко и хотя в воздухе веет теплом, но нанесенные зимою сугробы сходят с полей не вдруг: они долго еще держат землю под зимним покровом. Немудрено, что и человечество в своей массе не все сразу освобождается от наросшей на него веками грязи, не все вдруг проникается закваскою Христовой. Но весной освобождаются от снега прежде всего пригорки, а за ними уже постепенно являются проталины на полях. Так и в людях, под лучами Христовой любви и правды ожили сначала более чуткие, отзывчивые, возвышенные души, а остальные массы народные на призыв евангелия откликаются позже. Человечество в своем пути к добру, что армия на походе. Более сильные идут впереди, слабые отстают, но армия в общем, хотя с дневками, с остановками, с поджиданием отсталых, но все же движется вперед. Закваска Христова, хотя, может быть, и незаметна для глаза отдельных людей, но свое действие производит. Отдельным поколениям людей не бросается резко в глаза нравственное улучшение человечества, но история ярко отмечает его. Гладиаторские бои и травля людей зверями на аренах цирка в наше время немыслимы. Мы возмущаемся даже боем быков, травлей волков и зайцев на садках. Рабство среди христианских народов повсеместно отошло в область предания (из рассказов свящ. Григория Петрова).
Чему можно уподобить совокупность добродетелей?
Все добродетели хороши, но надобно, чтоб они имели и голову, и ноги, подобно телу; и как телу нельзя быть без головы и ног, так и им. Ноги добродетели – смиренномудрие, а глава – любовь. И всякая добродетель, которая бывает без смирения и любви, бесполезна и тщетна. Совокупность добродетелей можно еще уподобить колонне, которой основанием служит смиренномудрие и верхом (капителью) – любовь, которая есть престол Божий. Под любовью находится благоутробие, сострадание, милостивость, щедродательность, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие. Окрест же смиренномудрия стоят: послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за все, все почитая благодеянием, коим Он благодетельствует нам, т.е. славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность и прочее. Там же, где есть благодарение, есть и зрение Бога, а кто зрит красоту Божию, как возможно, чтоб он не возлюбил Самого Бога, всякую красоту и доброту превосходящего, источник всякой доброты? Кто же любит Бога, тот строго исполняет заповеди Его, из коих первою, после любви к Богу, стоит: да любим друг друга, и та первая не бывает без сей второй, как говорит Писание: не любяй брата, его же виде, Бога, Его же не виде, пако может любити (1Ин.4:20)? Таким образом и смиренномудрие востекает к любви и блюдет ее, и любовь содержит смиренномудрие и утверждает его (см. «Слова» преп. Симеона Нового Богослова, вып. 1, в пер. еп. Феофана, стр. 188–189).
Господь положил, чтобы добродетели следовали одна за другою в своем порядке и постепенно
Представь в уме своем, что добродетели в жизни людей являются, как некие острова посреди моря, отделенные один от другого водою, но соединенные посредством мостов и состоящие таким образом во взаимной связи. Первая из этих добродетелей есть блаженное смирение, в которое вошедший западною дверью посредством покаяния и пробывши в нем довольное время, выходит восточною дверью и, перешедши затем через мост, вступает в обиталище плача, а после того, как пройдет и там довольно времени, омоется, очистится и облечется в благообразие плача, переходит и оттуда в место жажды и алкания правды, т.е. в алчбу и жажду всякой добродетели. Потом идет он в палату милосердия и благоутробия и, перешедши чрез нее – или, лучше сказать, углубляясь паче и паче внутрь его, – обретает царскую сокровищницу чистоты, в которую вступив, узревает невидимого Царя славы, сидящего внутрь ее. Палата эта есть тело, царская сокровищница – душа, с которою когда сoединится Бог ради исполнения заповедей Его, делает ее всю божественным светом чрез единение с Собою и благодать Свою. И только всякий проходящий означенным путем добродетелей приходит в сие богоданное состояние. Вступить в это шествие с другой стороны или минуя то или другое обиталище, искусственным неким способом перебраться в дальнейшее, – совершенно невозможно. Именно так, как сказано, определил входить в царство небесное Владыка Христос, – и быть сему иначе никак невозможно. Если пределы моря пребывают неподвижными, и морю нет возможности выступать из них, не тем ли паче сохранится неподвижным и неизменным то, чему быть так, а не иначе, определил Господь в деле нашего спасения? (Из «Слов» преп. Симеона Нового Богослова).