Источник

Гордость

Гордость

а) воспрещена: Не умножайте речей надменных, дерзкие слова да не исходят из уст ваших (1Цар.2:2–3). Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой (Притч.27:2). Не выставляй себя слишком мудрым (Еккл.7:16). Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим (Иер.9:23). Слушайте и внимайте: не будьте горды (Иер.13:15). Не высокомудрствуйте и не мечтайте о себе (Рим.12:16);

б) есть грех: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех (Притч.21:4). Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость (Сир.10:15). Послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорит: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак.4:13–16).

Бог ненавидит гордость: вот, что ненавидит Господь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый… (Притч.6:16–17). Гордость и высокомерие Я ненавижу (Притч.8:13). Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным (Притч.16:5). Гордость ненавистна и Господу, и людям, и преступна против обоих (Сир.10:7). Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк.16:15).

Гордость

а) осуждена Господом: Приступила к Нему мать сынов Зеведеевых с сыновьями своими и говорит: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем. Иисус же, подозвав прочих учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф.20:20–27). Господь спросил учеников: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что рассуждали, кто больше. И сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк.9:33–35);

б) происходит из сердца: Из сердца человеческого исходят злые помыслы, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк.7:21–23).

Гордость имеет свой источник

а) в самоправедности: К тем, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, сказал Господь притчу о фарисее и мытаре (Лк.18:9–14). Ты говоришь: я богат, разбогател ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр.3:17);

б) в ложном знании: Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч.26:12). Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание (1Кор.8:1–3);

в) в богатстве: Когда всего у тебя будет много, – то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа Бога твоего, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство (Втор.8:13–14,17–18). Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня (Ос.13:6). Богатых увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения, чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры (1Тим.6:17–19);

г) во власти: Когда Озия сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом (2Пар.26:16). Вы, которые говорите: «не своею ли силою мы приобрели могущество?» Вот, Я возвигну народ против вас, и буду теснить вас (Ам.6:13–14). Надменный человек, как бродячее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен и захватывает себе все племена. Но не всё ли они будут произносить о нем: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим» (Авв.2:5–7).

Гордость есть одно из свойств

а) сатаны: Как упал ты с неба, денница, сын зари! А говорил в сердце своем: буду подобен Всевышнему. Но в преисподнюю низвержена гордыня твоя (Ис.14:11–15);

б) мира: Гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (1Ин.2:16);

в) ложных учителей: Книжники и фарисеи любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (Мф.23:5–7). Остерегайтесь книжников, любящих сидеть впереди и возлежать на первом месте (Мк.12:38–40);

г) злых: Нечестивые надменно говорят устами своими (Пс.16:10). Гордость, как ожерелье, обложила их; поднимают к небесам уста свои (Пс.72:6–9). Они самохвалы, горды (Рим.1:30).

Гордость приводит людей

а) к неверию: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? (Ин.5:44);

б) к забвению Бога и пренебрежению: В надмении своем нечестивый пренебрегает Бога: «не взыщет»; во всех помыслах его: нет Бога! суды Твои далеки для него (Пс.9:25–26). Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Него (Сир.10:14);

в) к нераскаянности: Гордость Израиля унижена в глазах их, – и при всем том они не обратились ко Господу Богу своему и не взыскали Его (Ос.7:10);

г) к спорам и гневу: От высокомерия происходит раздор (Притч.13:10). Надменный разжигает ссору (Притч.28:25);

д) к духу угнетения: По гордости своей нечестивый преследует бедного (Пс.9:23). Боже! гордые восстали на меня: не представляют они Тебя пред собою (Пс.85:14);

е) к самообольщению: Надменность сердца твоего обольстила тебя (Иер.49:16). Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал.6:3);

ж) к унижению и бесчестию: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет (Лк.14:11). Да будут постыжены гордые (Пс.118:78). Придет гордость, придет и посрамление (Притч.11:2);

з) к разорению: Погибели предшествует гордость и падению – надменность (Притч.16:18). Пред падением возносится сердце человека (Притч.18:12).

Первые будут последними: Есть первые, которые будут последними (Лк.13:30). Многие будут первые последними (Мф.19:30).

Всякий, возвышающий себя, будет унижен: Гордость человека уничижает его (Притч.29:23). Кто возвышает себя, тот унижен будет (Мф.23:12; Лк.14:11, Лк.18:14).

Бог противится гордым: Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, ибо сказано: Бог гордым противится (Иак.4:7–6). Подчиняйтесь друг другу, потому что Бог гордым противится (1Петр.5:5).

Бог унижает гордых: Дом надменных разорит Господь (Притч.15:25). Так говорит Господь: сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима (Иер.13:9). Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой. И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет (Иер.50:31–32). Я уничтожу высокоумие филистимлян (Зах.9:6).

Горе за гордость: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою (Ис.5:21). Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах (Лк.11:43).

Верные

а) свободны от гордости: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои (Пс.130:1). Любовь не превозносится, не гордится (1Кор.13:4);

б) оплакивают гордость других: Душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу (Иер.13:17).

Увещание избегать гордости: Не величайся пред лицем царя и на месте великих не становись, потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои (Притч.25:6–7). По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать (Рим.12:3). Не превозносись один пред другим. Ибо что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор.4:6–7).

Наказание за гордость: Истребит Господь язык велеречивый, тех, которые говорят: «кто нам господин?» (Пс.11:4–5). За гордость Господь посылает страшные наказания и в конец низлагает гордого. Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Гордость не сотворена для людей (Сир.10:16–21). Грядет День Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено: и на все кедры ливанские высокие и превозносящиеся, и на все высокие горы и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день (Ис.2:11–17).

В последние дни люди будут исполнены гордости: Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, напыщенны. Таковых удаляйся (2Тим.3:1–5).

Человек не имеет никакого побуждения к гордости: Посмотрю на тщеславие высоко поднятых глаз царя ассирийского. Он говорит: рука моя захватила богатство народов и забрал я всю землю. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его! (Ис.10:12–16). Что гордится земля и пепел? И при жизни извергаются внутренности его. Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся и черви (Сир.10:9–13). Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2Кор.10:18).

Примеры наказанной гордости. Строители Вавилонской башни: Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя; но смешал Господь язык всей земли, и они перестали строить, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:1–9). Фараон: Ты, Господи Боже, явил знамения и чудеса над фараоном и над всеми рабами его, так как Ты знал, что они надменно поступали с отцами нашими (Неем.9:9–41). Вавилон: Краса царств, гордость халдеев – Вавилон будет низвержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис.13:19–22; Ис.14:1–11). Ирод: Одевшись в царскую одежду, сел Ирод на возвышенном месте и говорил, а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян.12:21–23).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle