Кощунство
Наказание Божие за грех кощунства
Когда возвращен был из плена филистимского ковчег завета, многие из евреев начали рассматривать его, как вещь обыкновенную, прикасались к нему, заглядывали внутрь его, – и за это кощунство внезапно были наказаны смертью.
Валтасар, последний царь вавилонский, среди пира велел принести священные сосуды, захваченные Навуходоносором из храма иерусалимского, пил из них сам и предлагал своим гостям. Внезапно на стене явилась рука и начертала таинствен, слова, возвестившие смерть Валтасару и падение его царству.
В одной из духовно-повествовательных книг говорится, что дети играли кощунственно обедню, и тотчас сошел с неба огонь на вещи, которые они приготовили для бескровной жертвы, бросив их самих в страшном испуге на землю; испуг прошел только через сутки («Луг духовный»).
Грозное вразумление Божие за желание войти во «Святая святых». Птоломей IV Филопатор, сын и преемник Евергета (3Макк.1:1; 3Макк.3:12; 3Макк.7:1), одержав блистательную победу над Антиохом Великим, царем сирийским, при Рафии, недалеко от Газы, и посещая потом разные города и капища, по принесении жертвы в храме иерусалимском, пожелал войти во «Святая святых». Напрасно представляли ему, что вход в эту часть святилища никому не дозволен, что туда не входят и священники, а только первосвященник, и тот – однажды в год. Ничто не могло вразумить его и остановить от предпринятого им намерения. Тогда первосвященник Симон, преклонивши колена пред храмом и воздевши руки к небу, стал молиться, чтобы Сам Бог сохранил святое Свое место от поругания. В это время невидимая сила поразила Филопатора; он лишился сил и языка, и вынесен был телохранителями из священной ограды (3Макк.2:16, сн. «Начертание церковно-библейской истории» митрополита Филарета (Дроздова)).
Наказание за кощунственное обращение со святыми иконами. По прочтении на 7-м вселенском соборе сказаний о чудесах от икон преп. Симеона столпника, Константин, епископ Констанции кипрской, сказал: «И я знаю подобный чудеса и хочу рассказать: некто кипрянин (иконоборец), родом из города Констанции, гнал пару волов своих; идя на свою работу, он на пути зашел в молитвенный дом св. Богородицы помолиться, и во время молитвы взглянул вверх и увидел на стене писанную красками икону св. Богородицы и говорит: а эта что тут делает? Схватив остроконечную палку, которой погонял волов, он выколол правый глаз иконы. Вышедши из храма, он ударил этою палкою пару своих волов, но палка обломилась, и обломок ее вонзился в правый глаз его, и он ослеп. Этого человека я видел и знаю, что он сделался кривым».
«Другой человек, живший в город Китии, в день Успения пресв. Богородицы, 15 августа, вошел в храм с целью украсить его завесами и, взявши гвоздь, вбил его в стену в самый лоб в икону св. Петра. Затем привязал веревку и распустил завесу, и в тот же час он почувствовал невыносимую боль у себя в голове и во лбу и два дня пролежал в муках. Узнавши это, епископ китийский обличил его и приказал идти и вытянуть гвоздь из иконы. Он пошел и сделал это; и как только был вытянут гвоздь, утихла и боль». По этому случаю спросили (отцы собора) епископа китийскаго, и он с клятвою подтвердил на соборе, что это совершенно верно (см. кн. «Православное учение о почитании святых икон», архиепископа Сергия (Спасского), 1887 г., стр. 103–105).