Жизнь
Жизнь вечная
См. Рай; Царствие Небесное.
Жизнь загробная
См. Загробная жизнь.
Жизнь дороже богатства
Некоторый богатый каменосечец отправился вместе с детьми своими торговать в чужую сторону. Все, что ни было у него лучшего и ценного, он взял с собою, перенес на корабль и с молитвою отправился в путь. По особенному Божию смотрению он полюбил на корабле одного мальчика, который прислуживал ему и за то питался от стола его. Мальчик не был неблагодарен к доброму своему покровителю.
Однажды он услышал, что матросы корабля перешептываются между собою. Вслушавшись внимательнее, он узнает, что они сговорились богатого каменосечца, которому он прислуживал, бросить в море и овладеть его имуществом. С грустью и скорбью он пришел для своей обыкновенной услуги к столу богатого. «Что ты сегодня так грустен, мальчик?» – спросил его богач. Мальчик молчал. «Скажи мне откровенно, – снова спросил его богач, – что сделалось с тобою?» Тогда, заливаясь слезами, благодарный мальчик рассказал ему все, что слышал от матросов. «Ты верно знаешь это?» –спросил богач. – «Да, – отвечал мальчик, – они твердо решились на это». Призвав своих детей, богатый повелел им без отговорок делать все то, что ни скажет он. Вынув ящики, он начал, в присутствии всех, выкладывать из них драгоценные камни и все лучшее. Затем, обратившись ко всем, сказал: «В этом ли жизнь? И за это ли я нахожусь в опасности быть брошенным в море? За это ли я сейчас умираю, и ничего не уношу с собою из этой жизни? Дети, бросьте все в море».
Дети его немедленно исполнили приказание отца; тотчас взяли все и бросили, в море. Матросы остолбенели от ужаса и оставили свое злое намерение. Богатый же погибелью своего богатства спас свою жизнь («Луг духовный», гл. 201).
Две жизни
«Сбереги жизнь свою», – говорил мученику Роману мучитель его. – «Я так и делаю,– отвечал Роман, – я спасаюсь от смерти вечной и ищу жизни бесконечной». – «Разве две смерти?» – спросил мучитель. «Две, – отвечал Роман, – одна краткая, мгновенная, другая же бесконечная». И твердо сохраняя веру, страстотерпец Христов с молитвою принял смертный удар (из «Четьи-Минеи», 18 ноября).
Исправляй свою жизнь, пользуясь вразумлениями Божиими
Некоторый, живший в Царьграде, известный царю, художник-юноша, крайне небрег о своем спасении. Господь, желая вразумить его, однажды показал ему во сне следующее: увидал юноша, что он с некоторою сделанною им вещью пришел к царю. Царь сначала принял его благосклонно и беседовал с ним; но потом вдруг, схватив его одною рукою за власы, а другою обнажив меч, трижды замахнулся им над главою его. Юноша принял было это сначала за шутку; но, когда царь объявил, что хочет лишить его жизни, и коснулся мечом самой шеи его, то юноша пришел в неописанный ужас и от этого проснулся. Придя чрез несколько времени в себя, он стал размышлять о том, что бы значил его сон, и, наконец, убедился, что этим видением Господь побуждает его к покаянию и исправлению жизни. Убедился юноша в последнем, но не исправился. Тогда Господь вразумил его снова. Вскоре он впал в тяжкую болезнь и увидал себя однажды на судище Христовом. Пред ним предстоял, окруженный ангелами, Иисус Христос, а позади его была страшная и мрачная пропасть. «Знаешь ли, кто Я?» – спросил юношу Господь. «Знаю, Господи, – отвечал он, – что Ты нас ради воплотившийся Сын Божий и Бог, как и Писания нас учат». – «А если Ты знаешь Меня по Писанию, то почему забыл тот урок, который во сне дал тебе явившийся царь?» – «Я ужасаюсь, Господи!» – отвечал юноша. «А если ужасаешься, то почему же не заботишься об исправлении?» И с этими словами Господь повелел его бросить в пропасть. Испугался юноша и стал призывать на помощь Пресвятую Богородицу, и эта молитва спасла его. Господь сказал: «Ради умоления Матери Моей оставьте его». Этим видение кончилось. Оправившись от болезни, юноша пошел к одному благочестивому иноку и рассказал ему виденное. Тот, выслушавши, сказал следующее: «Благодари Бога, что сподобился такого вразумления. Брось прежнюю жизнь, иначе не пострадай так, как пострадал тот, о котором я сейчас скажу тебе. Муж некоторый, именем Георгий, подобно тебе также видел себя на суде Христовом и после его так же связанным и ведомым в ту же пропасть, в которую и тебя влекли. В видении ему дано было двадцать дней на исправление, но он забыл о виденном и продолжал грешить. Через двадцать дней, однако, он на самом деле должен быть предстать уже на действительный суд Божий, ибо разлучилась душа его с телом; теперь сам можешь судить о его участи». Услышав это, юноша раздал имение свое бедным, стал вести богоугодную жизнь и в благочестии перешел к вечным обителям («Пролог», ноябрь).
Всю жизнь старайся обогатиться добрыми делами
Преподобный Варлаам в притче своей «О житии и о смерти человечи» говорит следующее: «Был некоторый великий город, граждане которого имели обыкновение избирать себе в царя мужа, чуждого им, из неизвестной им страны, но с тем, чтобы он пробыл у них царем только один год, а затем они ссылали его на один из необитаемых островов, и там царь их от всевозможных лишений погибал. Так погибло несколько царей. Наконец, в упомянутом городе был облечен царскою властью муж весьма мудрый. Узнав о злой участи своих предшественников и о том острове, куда через год он должен быть сосланным, царь этот на остров, ему предназначенный, послал множество верных ему рабов, множество золота и серебра и драгоценных камней, все для своего благополучия на острове том устроил, и когда сослан был туда, по прошествии года, жил на острове в изобилии, беспечально и радостно». Что значит эта притча? Город – это суетный сей мир; граждане города, это –бесы, влекущие нас соблазнами мирскими в ад; цари, это – праведники и грешники. Первые обогащают себя делами добрыми и с ними идут в рай, последние ничего не имеют, кроме зла, и в жизни будущей погибают.
Чему учит эта притча? Тому, чтобы мы помнили, что настоящая наша жизнь есть поле, в которое мы должны сеять семена, т. е. дела добрые, для жизни будущей.
Должно вести жизнь, сообразную со званием христианина.
Кто хочет быть достойным называться христианином, тот должен жить по учению и по примеру Господа Иисуса Христа. Некогда храбрый царь Александр Македонский сказал трусливому солдату, также называвшемуся Александром: «Или будь храбр, или перемени свое имя!» И каждому из нас можно сказать: «Или живи по-христиански, или не называйся христианином!»