Жребий
Жребием владеет Бог
Не напрасно говорят у нас: «Жребием владеет Бог» (Пс.30:15–16). Приведем два примера, подтверждающие эту истину.
1. Господь посылал однажды пророка Иону на проповедь в Ниневию, столицу ассирийского царства. Но Иона устрашился этого назначения на служение врагам своего отечества и решился бежать от лица Господня в Фарсис; и вот, когда он плыл туда, на корабле, Господь воздвиг сильную бурю на море; корабельщики побросали в море весь груз и стали молиться каждый своему Богу, но буря не утихала; тогда все бывшие на корабле сказали друг другу: «Пойдем, бросим жеребьи, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда». И бросили жеребьи, и пал жеребий на Иону… «И взяли Иону, и бросили его в море, и утихло море от ярости своей» (Иона.1:7,15). Известно, что Иона промыслом Божиим сохранен был невредимым во чреве кита, и выброшен потом, чрез три дня, на берег морской совершенно здоровым, после чего Иона мог проповедовать в Ниневии (Иона.2:1–11; Иона.3:4).
2. А вот еще случай более явного участия промысла Божия в жребии: когда пророк Самуил, по повелению Божию, помазал Саула на царство (1Цар.10:1), в народе еврейском об этом никто не знал еще; тогда Самуил созывает старейшин народа и других почетных людей и предлагает им, согласно их желанию, избрать от среды себя достойнейшего человека в царя, кого укажет Сам Бог чрез жребий. Между тем Господом уже был избран Саул и без жребия, на главу которого Самуил возлил елей в доказательство того, что Бог посвятил его на царство. Собрались евреи, стали все по коленам своим, и начали вынимать жребии, и паде жребий на хоругвь Вениаминю, в которой находились предки Саула. Отделили эту хоругвь и стали призывать к жребию по племенам этой хоругви, и паде жребий на Маттариино, от которого происходили родоначальники Сауловы; но как в этом племени было много молодых людей – мужей, и не известно было, кого из них избрал Господь Бог, то стали вынимать жребий в третий раз, поименно, по мужам этого рода, и паде жребий на Саула, сына Кисова, – на того самого, которого Бог давно уже и без жребия избрал и посвятил в царя (1Цар.10:20–21).
Следовательно, верно, что жребием располагает Сам Бог и каждому предопределен жребий уже давно, при самом рождении его и даже ранее (Иер.1:5); а потому роптать на Бога за то, что Он не помог, например, призываемому к военной службе вынуть жребий счастливый, неразумно и грешно, так как этот ропот показывает, что человек не желает подчиняться воле Божией и не признает определения ее справедливыми забывая, что Бог всеблаг и правосуден.