Прообразы
О прообразах, означающих Господа нашего Иисуса Христа.
Аарон. Возьми к себе Аарона, брата твоего, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне. И сделай священные одежды Аарону, для славы и благолепия (Исх.28:1–2). Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр.5:4–5).
Давид. Будучи пророком, он знал, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти, и посадить на престоле его (Деян.2:30).
Исаак (Быт.22:2–12). Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя (Быт.21:12); ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить; почему и получил его в предзнаменование (Евр.11:17–19). Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16),
Иона. И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (Иона.2:1). Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40). Как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын человеческий для рода сего (Лк.11:30).
Мелхиседек. Когда Авраам возвращался после поражения царей, Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино: он был священник Бога всевышнего; и благословил его и сказал: благословен Авраам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли (Быт.14:18–20). Мелхиседек, которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр.7:1–3).
Моисей (Втор.18:15, Деян.3:22). Устами ко устам говорю Я с рабом Моим Моисеем; он верен во всем дому Моем. И образ Господа он видит (Числ.12:7–8). Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр.3:5–6).
Агнец пасхальный (Исх.12:3–13). Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно; как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих (Ис.53:6–7). Посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный. И говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение (Откр.5:6,12). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5:7).
И другие жертвоприношения, узаконенные Богом чрез Моисея, были прообразами Христа21.
Манна (Исх.16:11–15). Господь отверз двери неба и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек (Пс.77:23–25). Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус сказал им: хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру, есть хлеб жизни (Ин.6:31,33,35).
Медный змей. Сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Числ.21:8–9). Как Моисей вознес змею в пустые, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:14–15).
* * *
В законе Моисеевом различается несколько видов жертвы, но общее значение жертвы не изменяется от того, и ап. Павел, в объяснение ветхозаветного жертвоприношения, говорит так: «Все почти по закону очищается кровью и без пролития крови не бывает прошения… но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношений Ты [Бог-Отец] не восхотел, но тело уготовал Мне… потом прибавляет: се иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы поставить второе. По сей-тo воле освящены мы единократным приношением тела Иисуса Христа (Евр.9:22; Евр.10:4–5,10).