Гордость
1. Гордость – это подводный камень, о который часто разбивались те, которые долго противились бурям страстей и разных искушений (св. Иоанн Златоуст).
2. Гордость подобна высокому догнившему Дереву, у которого ломки все сучья, и, если кто взойдет на него, тотчас обрушится с высоты (св. Ефрем Сирин).
3. Гордые, но глупые люди подобны пустым колосьям, которые поднимаются выше других, имеющих семена.
4. Надменный и напыщенный не уподобляется ли надутому пузырю, или человеку, страждущему водяною болезнью и сильною опухолью? Не подобен ли он смешному дитяти, надувающему щеки? («Цветник духовный»).
5. О горделивом павлине повествуют естествоиспытатели, что, когда он смотрит на свои прекрасные перья, то представляется как бы гордящимся ими, а когда низводить взор на свои серые ноги, то опускает перья и скоро оставляет величавое мнение о красоте своей. Так и человек, когда мыслит о некоторых своих дарах (способностях, подвигах и пр.), отличающих его от других, то – не знаю каким – кажется себе чудом; когда же обратит свое лицо к земле, из которой составлена плоть его и в которую опять некогда должна обратиться, то, без сомнения, сейчас же должен оставить свое высокомыслие и счесть себя за прах и пепел, – за ничто (св. Димитрий Ростовский).
6. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою (св. Иоанн Лествичник).
7. Гордость, честолюбие ненасытимы. Если бы даже гордый видел, что царь униженно преклоняется пред ним и благоговеет, то и тогда не удовлетворился бы этим, но еще более воспламенился бы. Подобно тому, как сребролюбцы, чем больше приобретают, тем больше жаждут, так и гордые, чем больше они пользуются честью, тем больше желают ее. Страсть их постоянно возрастает, ибо она есть страсть. А страсть не знает предела, но прекращается только тогда, когда убьет того, кто одержим ею (из беседы св. Иоанна Златоуста на 2-е посл. к Фес.).