Гнев
1. Что буря производит в воздухе, то гнев производит в уме. Буря волнует воздух, гнев возмущает ум. Буря часто потемняет воздух, гнев нередко помрачает ум. От этого люди самые даровитые, самые умные в минуты гнева нередко ошибались и произносили такие суждения, которых сами после стыдились (Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский).
2. Кто предается гневу, тот делает из себя зрелище, крайне неприятное для других. Посмотрите на гневающегося человека. Кровь его кипит и стремится к оконечностям; глаза его сверкают и горят каким-то разрушительным огнем; звуки голоса неестественны; речь прерывается; все лицо как-то искривляется. Правду сказал Премудрый: муж ярый неблагообразен (Притч.11:25).
3. Платон Афинский советовал всякому сердитому и вспыльчивому человеку смотреться в зеркало, чтобы видеть все безобразие лица своего во время гнева.
4. Если бы человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного (св. Иоанн Златоуст).
5. Речная вода, выливаясь из берегов, делается мутною и грязною, так и чувство гнева, выражаясь в словах, грязнит душу говорящего, оскорбляет слушающего и обоих ведет ко греху (св. Амвросий Медиоланский).
6. Как в сосуде, плотно закрытом, скоро погасает огонь, так в душе, как бы запечатленной молчанием, скоро утихает чувство негодования («Цветник духовный»).
7. Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы и самое молчание принесло тебе более пользы, обращайся мысленно к Богу и читай про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, Иисусову молитву или другие («Отечник»).
8. Негодование должно быть растворено рассудительностью. Ибо и нож употребляют и убийцы, употребляют и врачи. Но одни, действуя ножом по гневу и жестокости, совершают им дела самые безрассудные, убивая подобных себе, а другие, с рассуждением приступая к действованию ножом, извлекают из него великую пользу, потому что спасают жизнь находившихся в опасности. Так и умеющий негодовать с разумом делает великую пользу тому, против кого обнаруживает негодование, исправляя его леность или лукавство; а обладаемый страстью гнева не производит ничего здравого (св. Василий Великий).
9. Люди со властью должны обуздывать гнев. Трудно владеть гневом, но особенно вам, облеченные властью, великий предлежит подвиг. Вам надобно и гневаться, где нужно, и в гневе не согрешать, то есть не допускать тлетворных движений гнева в глубину сердца. В этом случае вы должны быть подобны морю, которого поверхность во время бури грозна, страшна, но глубина тиха, неподвижна (Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский).
10. Хороший кормчий не тот, который правит судном, когда небо бывает светло и спокойно, но тот, который умеет управлять судном среди бури. Так же человек обнаруживает силу своей мудрости особенно тогда, когда умеет управлять своим гневом («Уроки и примеры христианской любви», прот. Григорий Дьяченко).
11. Тени представляют нам предметы в увеличенном виде; то же самое производит и гнев (оттуда же).
12. Мы не пьем мутной воды, а в случае крайности даем ей устояться: не спешите действовать, дайте успокоиться вашему сердцу, когда оно взволновано гневом (оттуда же).
13. Гнев наш должен обращаться лишь на предметы, его заслуживающие. Не видите ли, как в домах огонь содержится в определенном месте и не разбрасывается везде – и на сене, и на одеждах, и где случится, дабы он не воспламенился от дуновения ветра. Когда или служанка зажигает светильник, или повар разводит огонь, то строго им внушается, чтобы делали это не на ветру, не близ вещей деревянных и не в темноте; и когда наступает ночь, то мы тушим огонь, опасаясь, чтобы во время нашего сна, когда некому смотреть за ним, он как-нибудь не разгорелся и не сожег всего. Точно так же будем поступать и с гневом: пусть он не сопровождаете все наши помыслы, но хранится в глубине души, дабы не возбуждали его ветр от слов противника, но дабы это возбуждение он получал от нас, а мы возбуждали бы его умеренно и безопасно. Когда он возбуждается извне, то не знаете меры и может пожечь все. Будем же воспламенять его в нас только для того, чтобы он светил; ибо гнев издает свет, если он возбуждается, когда следует; будем употреблять этот светильник против тех, которые обижают других, и против диавола. Пусть же не везде полагается и не везде разбрасывается эта искра, но хранится у нас под пеплом; будем содержать ее в помыслах смиренных. Не всегда она бывает нам нужна, а только тогда, когда надобно что-нибудь исправить и умягчить, когда надобно преодолеть упорство или вразумить чью-либо душу (50-я беседа св. Иоанна Златоустого на Деян.).