Хульные помыслы
См. еще Богохульство, Помыслы
Хульные помыслы не вредят тем, которые ими пренебрегают
1. Один епископ, пришедши в Рим, объявил папе Григорию, что его смущают и обуревают многочисленные хульные помыслы на Бога, так что он от великой скорби изнемог плотью и уже приходит в отчаяние. Услышавши это, папа сказал: «Ты – епископ, а не знаешь козней бесовских. Всегдашний враг наш, диавол, когда видит кого-нибудь делающего добро и не может совратить его на путь греха, тогда начинает действовать на него хульными помыслами, дабы возмутить его, расстроить ум, отклонить от добродетели и низвергнуть в глубину отчаяния. Но ты знай, что хульные помыслы не имеют никакого значения и нимало не могут вредить тем, которые ими пренебрегают и не смущаются. Они причиняют вред только тем, которые, будучи малодушны и неопытны, вменяют их себе в грех и впадают в изнеможение от напрасной скорби. На таких-то малодушных людях сбывается слово пророка Давида: тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13:5) (журнал «Воскресное чтение», г. 17).
2. Рассказывается об одном брате, что он искушаем был хульными помыслами, но стыдился говорить об этом. Часто ходил он к авве Пимену, но не открывал ему своих помыслов. Старец видел, что брат мучится помыслами, и скорбел о том, что он их не открывает. В один день отозвал его старец и сказал: «Скажи мне, сын мой, что у тебя на сердце?» Брат отвечал старцу: «Диавол искушает меня богохульными помыслами, и я стыдился говорить об этом». Потом он рассказал старцу свои богохульные помыслы и тотчас почувствовал облегчение. Старец сказал ему: «Не скорби, сын мой, но, когда придет тебе такой помысл, говори: я не виноват; хула твоя, сатана, да падет на тебя; душа моя не хочет сего. А чего не хочет душа, – продолжал старец, – то скоро проходит». Таким образом, брат пошел от старца, уврачевав душу свою («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», стр. 207, § 93).
Как один инок освободился от хульных помыслов
Один благочестивый инок, претерпевая нападения от хульного беса в продолжении 20 лет, изнурил тело свое постом и бдением; но, видя, что никакой не получает от того пользы, описал на бумаге все свое искушение и смущение и, пришедши к некоему св. мужу, вручил ему эту бумагу, повергшись лицом на землю и не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав бумагу, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: «Положи, чадо, руку твою на мою выю», и, когда брат сделал это, великий муж сказал ему: «На вые моей, брат, да будет грех сей, как за прошедшее время, так и за будущее; только и ты уже не беспокойся о нем». После этот инок увидел, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла… «Я слышал эту повесть, – повествует св. Иоанн Лествичник, – из уст того самого инока, который это искушение претерпел и (который), рассказывая об этом, воссылал Богу благодарение» («Лествица», сл. 23. § 16, стр. 212–213).