Порочность
Должно избегать людей порочных
1. Как тела погибают от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными. Поэтому-то Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их: аще же, говорите Он, око твое десное соблажняет тя, изми е, и верзи от себе (Мф.5:29), разумея в этой заповеди не глаз, (ибо что худого можете сделать глаз, когда душа находится в здоровом состоянии?), но друзей, близких к нам и сделавшихся как бы нашими членами, повелевая не дорожить их дружбою, чтобы безопаснее соделывать собственное спасение. Посему и пророк говорит: не седох с сонмом суетным, и с законопреступными не вниду (Пс.25:4). И Иеремия ублажает того, кто сядет наедине и возмет ярем в юности своей (Плач.3:27–28). Также и в притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не обращаться с ними. Ибо, если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь худому, то не тем ли более существа свободный? Цвет и здоровье тела принадлежат нам от природы, но случается, что и они портятся от постороннего, противного им влияния (из 4 беседы св. Иоанна Златоуста, на 57-й пс.).
2. Избегай общения с дурными людьми. Если мы отсекаем согнившие и неисцельные члены, опасаясь, чтобы все тело не подверглось той же заразе, и делаем это не из пренебрежения ими, а из желания предохранить прочие части тела, то тем более должно поступать так по отношению к людям, общение с которыми вредно для нас. Если мы можем и их исправить, и сами не потерпеть вреда, то должны употреблять на то все старание. Если же и они не исправятся, и мы получим вред, в таком случае необходимо их отвергнуть и бросить; от этого и они сами часто получают гораздо более пользы. Потому-то и Павел убеждал таким образом: измите злаго от вас самех, и да измется от среды вас содеявый дело сие (1Кор.5:13,2) (из бес. св. Иоанна, Златоустого на пс. 57; ср. Беседу его на Евангелие Иоанна Богослова).
Как для огня составляют пищу дрова и хворост, так для порочных пожеланий – слова
Не должно непременно высказывать все, что мы имеем в уме; но должно стараться удалять и из самого ума порочные пожелания и всякую постыдную мысль. Если же когда незаметным образом мы допустим у себя нечистые помыслы, то не будем никогда выводить их наружу языком, но будем подавлять их молчанием. Так и дикие звери и пресмыкающиеся животные, попавши в яму, если найдут какой-нибудь выход наверх, то, вышедши, делаются еще более свирепыми, а если останутся навсегда заключенными внизу, то непременно погибают и легко истребляются, – так точно и порочные пожелания, если найдут какой-нибудь выход чрез наши уста и посредством слов, то усиливают внутренний пламень, а если ты заключишь их посредством молчания, то они делаются слабее и, истощаясь безмолвием, как бы голодом, скоро умирают в душе. Таким образом, если ты чувствуешь какое-нибудь постыдное пожелание, то не произноси постыдного слова: этим ты погасишь и пожелание. У тебя нечисты мысли? Пусть же по крайней мере будут чисты твои уста; не выноси вон этой грязи, чтобы не сделать вреда и другому и самому себе, потому что не только говорящим, но и слушающим других, когда говорят постыдное, придается много нечистоты (21-я бес. св. Иоанна Златоуста, на посл. к Ефес.).