Родители
Примеры почитания родителей
1. Исаак из послушания к отцу охотно позволил ему связать себя и тем показал, что он лучше желает умереть от руки отца, чем воспротивиться его воле.
2. Так и Соломон, когда вошла к нему мать его Вирсавия, а он сидел в это время на престоле, встал пред нею и поклонился ей, и поставили престол для матери царя. И, конечно, вы знаете, как Господь благословил и того, и другого и какими милостями осыпал их. Почитайте же всем сердцем и вы отца своего и не забывайте своей матери.
3. Св. Иоанн Златоуст еще с отроческих лет намерен был оставить дом родительский и с одним из друзей своих, св. Василием (Великим), проводить жизнь пустынную и уединенную. Как скоро узнала об этом мать его Анфуса, то взяла сына своего за руку, залилась горькими слезами и сказала: «Сын мой! Бог не благоволил, чтоб добродетели отца твоего долее составляли счастие моей жизни, и смерть его сделала тебя сиротою, а меня вдовицею. Не делай же меня вторично вдовою; не растравляй раны, которая заживать начала; дождись, по крайней мере, моей смерти: этот день, может быть, не далек, – тогда иди с Богом, куда хочешь». Св. Иоанн не мог противиться желанию своей матери. Как ни побуждал его Василий удалиться от света, послушный сын тогда только сделал это, когда мать его почила в Бозе («Четьи-Минеи»).
4. Преп. Сергий, в миру Варфоломей, живя в Радонеже, в доме своих родителей, давно томился мирской жизнью и стремился всей душой к подвигам строгой иноческой жизни. И вот он решился просить позволения у своих родителей вступить в иноческую жизнь. «Помедли, – говорили они ему, – мы стары, немощны и бедны; некому послужить нам; твои братья, Стефан и Петр, женились и заботятся о женах; позаботься ты о нас; ты хорошо делаешь, что стараешься угодить Господу; но твоя благая часть не отнимется у тебя; проводи нас в гроб – и тогда исполнишь твое доброе желание». Благодатный сын повиновался родителям. Сын не следует примеру детей своевольных, ни во что ставящих желания и нужды родителей: он чувствует достоинство своих намерений, но решается томить себя до времени неисполнимыми желаниями, чтобы покоить по возможности старость родителей. Спустя некоторое время Кирилл и Мария сами вступили в монастырь и, недолго пожив там, отошли к Богу. Варфоломей сорок дней молился при гробе их, питал нищих, служил панихиды; потом передал имение младшему брату Петру и решился исполнить давнее желание сердца своего (см. кн. «Русские святые, чтимые всею церковью или местно» Филарета, архиепископа Черниговского, ч. 3. Спб. 1882 г., стр. 930–931).
Библейские примеры наказания Божия, постигшего детей, непочтительных к родителям
1. У Иуды, сына Иакова, был сын Ир, злой сердцем и непокорный, и за это, как говорит Св. Писание, уби его Бог (Быт.38:1).
2. У первосвященника израилева Илии были два сына, но так как они были злы, непокорны и не богобоязненны, то Господь и поразил их еще в крепости сил и здоровья: они были убиты на войне, о чем Илии было предсказано заранее.
Утешение родителей, скорбящих о смерти детей
1. Приведем следующее повествование из жизни блаженной Клеопатры, память которой св. Церковь совершает в 19 день октября.
Эта благочестивая вдова имела особенную любовь к св. мученику Уару, тело которого было погребено ею в ее владении. Она устроила в честь его церковь и пожелала перенести сюда его св. мощи. В день перенесения их она особенно усердно просила св. мученика, чтобы он принял под свое покровительство ее единственного сына, отрока двенадцати лет, которого надлежало отправить ей в воинскую службу. Молитва ее была услышана, и мученик действительно стал покровителем ее сына, но только не в воинской службе. Случилось, что отрок в тот же день тяжко заболел и в наступившую ночь скончался. Вместо того, чтобы покориться воле неисповедимого в путях Своих Господа, Клеопатра предалась великому отчаянию. Она дошла даже до того, что стала приписывать потерю сына мученику и жестоко укорять его. Искушение продолжалось, однако, недолго. Вскоре св. Уар явился ей вместе с ее сыном и сказал: «За что ты укоряешь меня? Ужели за то только, что я взял сына твоего в воинство небесного Царя?» Вслед за мучеником и сын ее обратился к ней с такими словами: «Что так скорбишь безнадежно, мать моя? Я ныне вчинен в воинство Царя Христа и вместе с ангелами предстою Ему, а ты желаешь, чтобы я от царства перешел в убожество». Слыша эти слова и видя сына своего облеченным в небесную славу, изумленная и обрадованная мать воскликнула: «О, если так, то возьмите и меня с собою!» «Будь терпелива, – ответил ей мученик, – и устрой имение твое во славу Господу, а после сего и сама уже придешь в вечные жилища» Видение кончилось, а с ним миновалось и отчаяние Клеопатры. После погребения сына она действительно поступила с имением, как советовал ей мученик, т.е. раздала его бедным, и затем в продолжение года каждый воскресный день сподоблялась видеть сына своего с мучеником Уаром в ангельской одежде, а затем и сама скончалась мирно, угодивши Богу («Пролог», 19 октября).
2. Вот еще рассказ одного благочестивого отца, который оплакивал раннюю кончину любимого сына-отрока: «Снилось мне, – говорит он, – будто дети проходят мимо меня и между ними Володя. Я с радостью кинулся к нему; он улыбается мне своей прежней ангельской улыбкой. Я протянул к нему руки: «Володя, – говорю, – это ты?» Он кинулся мне на шею и крепко-крепко обнял меня. «Где ты, моя радость: ты у Бога?» – «Нет, я еще не у Бога; я скоро буду у Бога». – «Хорошо ли тебе?» –«Хорошо, лучше, чем у вас. А у вас я часто около вас. Иногда мне скучно». – «Когда тебе скучно?» – «Особенно, когда плачут обо мне; а меня утешает, когда обо мне молятся, когда дают бедным за меня. Я все молюсь, молюсь за мамашу, за вас, за братьев, за сестру, за всех, кто меня любит. Милую мою мамашу обнимите за меня, вот так, крепко»… – «Ты бы с ней повидался, моя радость». – «И повидаюсь, и повидаюсь». – «Когда же?» – «Когда плакать перестанет».
Из этого рассказа видите, что безмерная скорбь родителей наводит грусть и на невинные души усопших младенцев; их нежное детское сердце скорбит о том, что родители оскорбляют Господа Бога своею скорбью неутешною, потому что не хотят покориться воле Божией, не хотят размыслить, что в сущности не плакать бы, а Бога благодарить следовало, что Он, Милосердый, взял их к Себе, на Свои руки, из сей юдоли плачевной («Троицкий листок», № 171).