Умершие
Сила молитвы и милостыни за усопших
1. Св. Иоанн Милостивый рассказывает следующее: «Один христианский пленник посажен был персами в темницу. Некоторые из товарищей его, убежав из Персии, уверили родителей пленного, что сын их уже умер, вследствие чего родители начали совершать церковное поминовение по усопшему, и это продолжали они 3 года. Чрез 4 года является сам мнимоумерший, узнает, что столько времени молились о нем как об усопшем, и спрашивает, в какие дни совершалось о нем поминовение. Родители отвечали: «В праздник Богоявления, на Пасху и Пятидесятницу». Тогда он сказал им: «В эти дни приходил ко мне какой-то светоносный муж, разрешал меня от оков, выводил из темницы, и я мог целый день свободно прохаживаться; на другой же день опять обретался я в темнице и в оковах».
2. Св. игумения Афанасия (память ее 12 апреля), пред отшествием своим из сей жизни заповедала сестрам своего монастыря поставлять в память ее трапезу нищим до сорока дней. Случилось же, что сестры только до десяти дней соблюдали завещание своей начальницы. Такое нерадение вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер обители, она говорила им: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет всем известно, что творимые до сорока дней за душу усопшего милостыни и питания алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то чрез сие приемлют они от Господа отпущение грехов; если же безгрешны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям» («Четьи-Минеи», 12 апреля).
3. Блаженный кир-Лука раз поведал братьям следующее видение: когда составлялось общежительное братство, то к нему пришел его родной брат. Приняв чин ангельский, он провел, однако же, жизнь свою в крайнем небрежении и, не исправленный ни советами, ни слезами своего брата, умер. Сердобольный и попечительный старец не переставал молиться об отшедшем, прося Бога открыть ему его участь. Находясь таким образом в молитве, он однажды увидел душу брата своего в руках бесовских; в ту ж пору послал он некоторых из братий тщательно осмотреть келью умершего. Посланные нашли в ней деньги, которые старец тотчас же приказал раздать нищим. Сделавши это, старец опять стал на молитве и увидел судилище Божие и ангелов света, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопияли: Ты праведен, так суди же; душа наша, ибо она творила дела наши. Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за нее. Бесы противились и восклицали: да разве он раздал милостыню? Не сей ли, – указывая на самого кир-Луку, – старец? Притрепетный подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Бесы исчезли, и душа осталась в руках ангелов света («Пролог», 24 августа).
Не суди об участи скоропостижно умерших
В городе Солуни был женский монастырь. Одна из инокинь его, вышедши некогда из обители, по действу диавольскому впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет проводила греховную жизнь. Наконец, пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренно раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивою жизнью загладить прежние грехи. Но случилось так, что как только подошла к воротам монастырским, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти один епископ имел следующее видение. Видел он ангелов, которые приняли душу умершей, и следовавших за ними бесов, споривших с ними за душу ее. Ангелы говорили: она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно она наша; а бесы говорили, что она и последний раз шла в монастырь в лености, следовательно им принадлежит. Ангелы на это сказали им: «Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие». Бесы после сего бежали посрамленными («Пролог», 15 июня).