Милосердие, милостыня
Не должно упускать случая оказать хотя незначительное доброе дело
На одном из русских пароходов, совершавших плавание по Черному морю, ехал старик-купец. Он плыл по морю первый раз. Вечером со стариком сделался страшный припадок морской болезни. Прислуга вынесла его на открытую палубу. Помочь ему не было никакой возможности. Больной вдруг услышал, что кто-то упал за борт. Он спросил себя, не может ли он чем-нибудь помочь и, – так как ему не оставалось ничего другого, – схватил свечу и держал ее у борта.
Утопающий был спасен. Когда страдавший от морской болезни поправился, то как-то вступил в разговор со спасенным. К его удивлению, последний рассказал ему, как он спасся. Уж дважды погружался он в воду и опустился в третий, высунув руку вверх, ища помощи. Как раз в эту минуту кто-то принес свет, он упал на его руку, матрос заметил ее, схватил и вытащил на борт.
Кажется пустяк: подержать свечку, а вот спасена жизнь человека.
Если вы не можете делать больших дел, можете, по крайности, посветить несчастному утопающему, тем спасти его для Христа и уберечь от погибели. Возьмем же светильник евангелия, понесем его в темные углы, проповедуя людям христианство, как спасение мира (из рассказов свящ. Г. П-ва).
Забытый апостольский совет
Св. ап. Павел христианам коринфской церкви советовал установить постоянный сбор в пользу нуждающихся: «Поступайте так, как я установил в церквах галатийских: в первый день недели (т. е. каждое воскресенье) каждый из вас пусть отлагает у себя и собирает, – сколько позволит ему состояние» (1Кор.16:1–2). Св. Иоанн Златоуст, внушая эту заповедь константинопольским христианам, говорит: «Устроим в своем доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этою малою частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все приобретающие праведно».
Дающий нищему – Христу дает
В Константинополе жил один нищелюбивый человек; по улицам за ним постоянно следовало множество бедных; он каждому подавал милостыню, но, чтобы скрыть от людей, делал вид, что отгоняет и отталкивает их. Однажды один из друзей его спросил: почему он так милостив, – и услышал следующий рассказ:
«Мне было 10 лет, когда мне случилось, вошедши в церковь, услыхать проповедь священника, в которой он говорил, что дающий нищему – дает в руки Самого Христа. Я не поверил и пошел домой, размышляя: «Знаю, что Христос на небесах, одесную Бога Отца, – как же будет Он принимать даваемое нищим на земле?» На пути увидал я нищего в рубище, а над головой его – лик Спасителя; встречается с ним какой-то добрый человек и подает хлеб; но в ту минуту как он протягивал руку, чтобы хлеб подать, образ Спасителя простирал к нему Свои руки и, принимая хлеб, давал ему благословение. Увидев это, я уверовал, что дающий нищему – дает Самому Христу. И до сего дня я вижу тот же лик Спасителя над головами нищих и с трепетом и любовно спешу подать по силе возможности» (из «Пролога»).
Поучительные примеры милосердия
Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Неизреченно милосердие нашего Господа к бедным и нищим, – к тем немощным и худородным членам человечества, которых мир сей считает своим отребием. Алчущих и жаждущих, странников, не имущих крова и одеяния, беспомощных больных и невинных узников Он называет Своими меньшими братьями, и каждое благотворение, оказанное им имени Его ради, приемлет так, как бы оно оказано было Ему Самому. А дабы более расположить сердце наше к человеколюбию, сильнее побудить его к состраданию и делам милосердия, Он Сам благоволил иногда являться в уничиженном образе меньших Своих братий и вместо их принимать благотворения от призирающих на нища и убога (Пс.40:2). Вот некоторые из трогательных и поучительных для нас примеров Его неизреченного милосердия.
1. Нищелюбивый инок Мартирий, идя из обители своей в другую обитель к духовному своему отцу, встретил лежащего на пути нищего, покрытого струпами, который желал идти в ту же обитель, но по причине недуга никак не мог. Тронутый состраданием к сему нищему, блаженный Мартирий обвил его своею мантиею, поднял на плеча и продолжал с ним путь. В то время, как он уже приближался к монастырю, духовный отец его, имеющий дар прозорливости, воззвал к братии своей: «Теките скорее, отверзите врата монастырские; брат Мартирий несет к нам Бога». Но нищий, несомый Мартирием, мгновенно поднялся с плеч его и явился ему в образе Христа Спасителя, в каком обыкновенно изображают Его на иконе, и возносясь на небо, сказал Мартирию: «Ты не презрел Меня на земле, и Я не презрю тебя на небеси; ты на краткое время воззрел на Меня оком милосердия, а Я тебя навеки облаженствую», – и стал невидим. «Где Тот, Которого ты нес?» – спросил Мартирия духовный отец его, по входе в обитель. – «Если бы я знал, отец мой, Кого удостоился я нести, то крепко взялся бы за нози Его», – отвечал Мартирий. «Тяжело ли тебе было нести Его?» – продолжал старец. «Нет, отче, – сказал Мартирий, – бремя носимого мною не имело никакой тяжести: ибо я нес Того, Кто меня и весь мир носит и словом Своим все содержит» («Пролог», 17 января).
2. К некоторому странноприимцу, который, будучи богат, с великим усердием каждодневно принимал в дом свой странников, угощал их своею трапезою и, как почетным гостям, сам прислуживал им при столе со всеми домочадцами, пришел в один день незнакомый странник и привел с собою многих других странников. Благочестивый странноприимец с любовью принял всех их за свою трапезу. Но в то время, как он отошел от них, дабы взять сосуд с водою и по обычному своему смирению умыть их ноги, тот из странников, который привел с собою прочих и к которому прежде других обратился он с услугою, вдруг стал невидим. Смиренный странноприимец, размышляя сам с собою о сем необыкновенном посещении странника, недоумевал и удивлялся. Но в следующую ночь Сам Господь Иисус Христос, явившись ему во сне, решил его недоумение. «В прежние дни, – сказал Он ему, – ты принимал Меня в лице меньших Моих братий, а вчера принял Меня Самого» («Пролог», 25 января).
3. Святой Мартин, еще в юношеских летах и до принятия св. крещения, столько был милостив к нищим, что, раздавши им все свое имение, ничего не оставил у себя, кроме ножа и одной одежды, которую носил на себе. Однажды, во время сильного зимнего холода, случилось ему идти в город и в самых городских воротах встретиться с нищим, который просил милостыни у проходящих, но ни у кого не мог вымолить сострадания к себе. Скорбя о немилосердых и сострадая о нищих, а сам ничего не имея, чем бы мог помочь ему, кроме единственной своей ризы, Мартин разрезал ее на две половины, и одною облек нищего, а другою прикрылся сам, и с наступлением ночи, дрожа от холода, лег и уснул. Тогда явился ему во сне Господь Иисус Христос в той самой одежде, которою он одел нищего, и пред сонмом ангелов сказал ему: «Мартин, ты еще до принятия Моего крещения облек Меня сею ризою; за сие Я облеку тебя всемирною славою, и потом дам тебе в наследие царство небесное» («Пролог», 13 февраля).
4. Св. Филарет принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастии, какие редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того Бог дал мне богатство, – говорил он, – чтобы я пользовался им один, а чтобы делиться с неимущими». И, действительно, Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут милостивый Филарет свою часть делил с нищими. Богу угодно было вновь наделить богатством доброго и кроткого Филарета: внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатый поместья. Но Филарет по-прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным. После его кончины, один из сродников его видел рай светлый и радостный. Там сладкое благоухание наполняло воздух, тихий ветер колебал прекрасные деревья, покрытое плодами и цветами. Нет слов, чтобы описать все блага, которые Господь там приготовил для любящих Его. Там родственник Филарета увидел праведных, облеченных в белые одежды и наслаждавшихся благами небесными. Между ними был один старец, которого он вдруг не узнал, – сидел он на престоле золотом; с одной стороны окружали его дети новопросвещенные, держа в руках свечи, с другой – множество нищих толпилось, чтобы подойти к нему поближе. И родственник спросил у одного юноши: «Кто сей старец, сидящий на престоле посреди этих пресветлых мужей? Не Авраам ли? А он ему в ответ: «Это Филарет Амнийский, который за любовь свою к нищим и убогим водворяется здесь» («Четьи-Минеи», 1 декабря).
5. Однажды в Александрии преподобный Серапион Синдонит встретил нищего, который был наг и дрожал от холода. Преподобный подумал: «Как я считаю себя постником и ношу одежду, а этот нищий погибает от холода, и я не сжалюсь над ним?» Снявши с себя плащ, преподобный отдал его нищему и остался нагим, держа при себе св. евангелие, которое носил.
Потом он встретил человека, которого вели за долг в темницу. Сожалея о нем и не имея, что подать ему, он продал евангелие и отдал долг за того человека. Придя в хижину нагим, он был спрошен учеником:
– Где риза твоя?
– Я отдал ее! – отвечал преподобный.
– А где евангелие?
– Я, – отвечал преподобный, – продал его и дал требующему («Четьи-Минеи», 14 мая).
Ответ Иоанна милостивого на вопрос о подаянии милостыни
Один из домоправителей спрашивал Иоанна милостивого: «Должно ли уважать просьбы людей, которых одежда не показывает нищеты?» Человек Божий отвечал: «Если ты раб Христов, то подавай милостыню так, как повелел Христос, не взирая на лица требующих. Мало ли есть сребролюбцев, одетых в раздранные рубища? и мало ли есть бедных, достойных всякого сожаления, одетых опрятно? Встречаются тысячи случаев, что тот, кто вчера хотя с нуждою мог обойтись без помощи других, сегодня поневоле требует пособия. Наипаче береги осиротевших девиц: сама природа заставляет одеваться их по возможности опрятно. Заметь сие и не мудрися излише» (из «Жития св. Иоанна милостивого»).
Сожалеющий о поданной милостыне теряет награду свою
Один житель Константинополя был тяжко болен и, страшась смерти, роздал бедным тридцать златниц. Но, когда выздоровел, стал жалеть о деньгах и поведал свое горе одному знакомому. Этот уговаривал его и угрожал гневом Божиим; но он не переставал жалеть о деньгах. Тогда знакомец говорит ему: «Если уже не хочешь слушать меня, то пойдем в церковь. Там только скажи: «Господи, не я подавал милостыню, а вот этот человек, – и я тут же отдам тебе деньги». Несчастный сребролюбец охотно на то согласился. И вот, только что он взял в руки деньги и сказал упомянутые слова, как тут же в церкви упал и умер («Троицкий листок», № 191).