Воин
Служба воинов
Когда св. Кирилл, в мирском звании своем именуемый Константином, брат св. Мефодия, послан был патриархом константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи лжепророка Магомета и, между прочими вопросами, задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, – бьющим в ланиту подставлять и другую, – а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?» Выслушав сие, св. Кирилл спросил у совопросников своих: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона – тот ли, что исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то св. проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин.15:3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам, как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют св. Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя небесного, – охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и, если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику св. мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом («Четьи-Минеи», 11 мая).
Итак, воинская служба есть служение Самому Богу, и воины суть истинные слуги Господни, назначаемые всеблагою и промыслительною волею Божиею к водворению в обществах человеческих порядка, правды и законной власти, к защищению невинных и обидимых, к обузданию непокорных и злых.