Молитва
Как должно стоять на молитве?
1. Когда предстоишь Богу, представляй себе служащих земным властям. Из примера рабов и владык заключай о своем предстоянии (то есть о необходимости благоговейного, со страхом и смирением, предстояния Богу). Из примера учеников и учителей познавай, что принадлежите Богу (почтение и внимание). Из примера земных друзей познавай, как неотлучно должен ты предстоять Богу (непрестанно молиться) (св. Ефрем Сирин).
2. Как земному царю мерзок предстоящий ему и в то же время отвращающий от него лицо свое и с врагами его беседующий, так и Господу мерзок бывает предстоящий на молитве и принимающий нечистые (от невидимых врагов приходящие) помыслы (св. Иоанн Лествичник).
3. «Как дым от тлеющей соломы беспокоит глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы. Помыслы раздраженного – ехиднины порождения – пожирают породившее их сердце. Молитва раздраженного – мерзостное курение; псалмопение гневного – неприятный звук; дар злопамятного – червивая жертва, и да не приблизится к очистительным алтарям» (св. Нил Постник).
Молитвы неуслышанные
Иногда Бог не исполняет наших прошений или медлит их исполнением, не потому, что не любит нас, но для того, чтобы мы постоянно прибегали к Нему. Так поступают и чадолюбивые отцы: видя, что кто-нибудь из детей нерадив, они не вдруг исполняют его прошения, не потому, что его ненавидят, но для того, чтобы, получив, не впал опять в нерадение (св. Иосиф Волоколамский).
Приготовление к молитве
Развлечение и холодность во время молитвы, на которые все жалуются, почти всегда происходят оттого, что мы начинаем наши молитвы без предварительного приготовления к ним. Земледелец бросает семена на поле на землю не прежде, как приготовив ее надлежащим образом. Намереваясь предстать пред важное лицо, у которого желаем испросить себе какую-либо милость, мы наперед обдумаем, что пред ним говорить будем. Тем более не должны мы являться пред Богом с молитвою без надлежащего приготовления. Прежде, даже не помолишися, уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа (Сир.18:23).
О внимательности при молитве
1. «Молитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь, слова хочет сделать, как сухой песок, без связи, без влаги, т.е. без теплоты сердечной. Молитва то бывает храмина на песне, то – храмина на камне. На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностью, – такая молитва сама собою рассыпается и не приносит пользы молящемуся; на камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи вперенные в Господа и молятся Ему, как живому, лицом к лицу беседующему с ними» (из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. Иоанна Сергиева Кронштадского, т. I, стр. 12–13).
2. «Зажигательное стекло тогда зажигает дерево или бумагу, или другое что удобосгораемое, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредоточиваются на одной точке зажигаемого предмета, всею своею совокупностью действуют на него, и таким образом как бы все солнце в уменьшенном виде помещается на предмете. Так и в молитве: тогда душа наша согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем-Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку на нашем существе, это мысленное Солнце и когда Оно будет действовать на сердце наше всею Своею простотою и Своею силою. То же и о Богоматери, и об ангелах и святых: наведи на свое сердце их образы так, как они есть, со всею силою и святынею, пусть сердце примет озарение их на себя с возможною полнотою и силою, и оно воспламенится их любвеобильным, как бы огненным действием; их чистота, святость, благость, сила сообщатся твоему сердцу, и оно будет само очищаться, само укрепляться в вере и любви; и чем далее, чем решительнее и постояннее ты будешь иметь сердце свое обращенным к Богу и к Его святым, тем более будет сердце твое просвещаться, очищаться и оживотворяться» » (из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. Иоанна Сергиева Кронштадского, т. I, стр. 113–114).
3. Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия. Напротив того, внимательную молитву можно уподобить благотворному дождю, орошающему засеянное поле, дающему питание произрастениям и приготовляющему богатую жатву (Игнатий (Брянчанинов), епископ кавказский).
Церковные молитвы
Что холоднее камня? Но если мы будем ударять камень о камень, то посыплются искры. Тем более, когда наши души совокупятся в молитве, она будет сильна и пламенна (св. Иосиф волоколамский).
Молиться Богу весьма хорошее дело и великую приносит пользу молящемуся
Если великая бывает польза от собеседования с земным царем, то сколь большая должна быть от собеседования с Царем небесным посредством молитвы? Как никто не смеет приблизиться к тому, кто беседует с царем земным, и пресечь беседу, которую он ведет, так и демоны не дерзают приблизиться к тому, кто с Богом беседует. Напротив, великий вред бывает от того, если кто не молится Богу; ибо душа такого остается лишенною Божия просвещения, божественной силы и покоя от демонских искушений, и демоны непрестанно возбуждают в ней непотребные движения, похоть нечистую, позывы на блуд, неправду, тщеславие, гордость, самомнение. Как для тела необходимо потребен воздух, чтоб дышать, так для души потребно непрестанное памятование о Боге, т.е. молитва. Но опять, если кто молится Богу просто, как попало, будто мимоходом, без страха, какой надлежит иметь тому, кто предстоит пред Богом, пред Коим трепещут херувимы, для того не только это никакой не приносит пользы, тот не только несет ущерб, о коем сказано выше, но терпит несравненно пагубнейший вред, гнев Божий, отвращение Божие, изгнание Божие. Ибо как телохранители царские тотчас восхищают от лица царева и выгоняют вон того, кто стоит пред царем небрежно, без страха и благоприличия, и царь не воспрещает им этого, так и ангелы Божии отторгают от лица Божия и от взора Его и вон изгоняют ум того, кто стоит пред Богом и молится ему небрежно, будто с презорством, без благоговения и благонастроения, и тогда тотчас схватывают его демоны с дерзостью и насилием и кружат его, где хотят, по местам срамным и нечистым, или по делам злым, или по вещам суетным и бесполезным (см. «Слова» преп. Симеона Нового Богослова, вып. I, в пер. еп. Феофана», стр. 68–69).
Молитвы, воссылаемые из глубины души, имеют великую силу
Должно молиться не просто устами, не просто языком, – ибо слова льются и тогда, когда мысль блуждает, – но из глубины сердца, с великим усердием и ревностью, из самых оснований души. Таковы души скорбящих: они потрясаются всецело, в самом сердце, призывая Бога с великим сокрушением; потому и бывают услышаны. Такие молитвы имеют великую силу, не рассеиваясь и не колеблясь, хотя бы диавол нападал с великою дерзостью. Как дерево крепкое, весьма глубоко пустившее корень в землю и обхватившее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, а дерево, держащееся на поверхности, колеблется при малом дуновении ветра, вырывается с корнем и падает на землю; так точно и молитвы, исходящие из недр души и имеющие корень в глубине ее, остаются крепкими и неослабными и не колеблются, хотя бы приступали бесчисленные помыслы и все полчище диавола; а молитвы, исходящие из уст и с языка, но не происходящие из глубины души, не могут даже взойти к Богу, по беспечности молящегося, потому что малейший стук возмущает его и всякий шум отвлекает его от молитвы; уста его издают звук, но сердце пусто и ум не занят. Не так молились святые, но с такою ревностью, что преклонялось и все тело (беседа св. Иоанна Златоуста на 129-й псалом).