Богопочтение
Внутреннее и внешнее богопочтение
1. Если в дереве есть жизнь, то жизнь эта по необходимости обнаруживается. Дерево покрывается листьями, цветами и, наконец, плодами. Так и внутреннее богопочтение, истинное, живое, действительное, по необходимости соединено бывает с внешним богопочтением.
2. Дерево без коры увядает и засыхает; так и внутреннее богопочтение без внешнего ослабевает и вовсе уничтожается («Цветник духовный»).
3. Для чего сажают фруктовые деревья в саду? Конечно, для того, чтобы собрать с них плоды. К чему же листья? Они только наружное украшение дерева; но если бы оборвать их, то и дерево засохнет – и плодов не получите. Так равно если бы уничтожить и внешность в богослужении, действующую на воображение, трогающую душу, то и внутренность скоро охладеет.
4. Как внутреннее богопочтение не может существовать без внешнего, подобно дереву, лишенному коры и листьев, так и одно внешнее богопочтение без внутреннего не есть истинное и действительное. Оно подобно телу без души или фигуре человеческой, сделанной из воска, которая имеет образ человека, но в действительности не есть человек.
5. Внешнее благочестие без внутреннего – то же, что ножны без меча. Смешон тот воин, который одними ножнами вздумал бы сражаться с неприятелем; смешны и те люди, которые над плотью и миром хотят восторжествовать одним наружным благочестием. А если они думают таким благочестием угодить Богу, то они – жалкие существа («Цветник духовный»).