Источник

Клятва, клятвопреступление

Не следует исполнять безрассудной клятвы

«Когда св. Давид, – говорит блаж. Августин, – гонимый неблагодарным Саулом, чтобы не впасть в руки гонителя и не быть убитым, ходил с своими людьми, где мог, – тогда в один день, у богатого человека, именем Навала, который стриг тогда овец своих, он просил себе и спутникам пищи. Немилосердный Навал отказал ему и даже отвечал с ругательством. Тогда св. Давид поклялся убить его; это было легко ему, как вооруженному, и во гневе казалось справедливым, и уже он пошел, чтобы совершить свою клятву. Но на пути встретила его жена Навала, Авигея, принесла то, в чем он имел нужду, смиренно просила его, умолила и отвратила от кровопролития (1Цар.гл. 25). Таким образом, сильнейшее благочестивое побуждение не допустило его совершить безрассудной клятвы.

Вот св. Давид не пролил, конечно, крови человека, но, очевидно, не оправдал своей клятвы. Он избрал из двух грехов меньший, – меньший, говорю, в сравнении с большим, потому что, если рассматривать клятвопреступление само по себе, оно также великое зло» (из «Слова бл. Августина на усекновение св. Иоанна Предтечи»).

Но некоторые упорно выполняют свою неразумную и злую клятву. Ради чего же? Ради уважения к самой клятве, или во имя клятвы. Но выполнять клятвы «не о добре» еще грешнее, чем давать их: «Лучше бы солгавшу жизнь получити, неже главу Предтечеву усекнути», говорится в песнях церковных к осуждению Ирода (Служба в день усекновения главы Предтечи), который, уважая клятву, ясно сознавал и богопротивное выполнение ее, потому что печален бысть. Клятва служит к славе Божией, – а безрассудною и злонамеренною клятвою, если она упорно выполняется, – не хулится ли только Бог? Апостол Петр трижды и в усиленных выражениях поклялся, что не знает Иисуса Христа: и что было бы, если б ему нужно было выполнить клятву ради клятвы? грешная сама по себе клятва может ли освятиться тем, что будет выполнена? Из этих примеров ясно видно, что неразумно данную клятву отнюдь не следует исполнять.

Рассказы о небесной каре за ложную клятву

1. Однажды к св. Евтихию, патриарху константинопольскому (†582 г.), пришел слепец. «Давно слеп?» – спросил патриарх. – «Уже год», – ответил недужный. На вопрос, отчего болезнь случилась, слепец рассказал следующее: «Я судился с одним человеком, и, чтобы выиграть дело, согрешил – подтвердил иск ложною присягою. Дело-то я выиграл, но зато вскоре после того ослеп. Помолись за меня, угодниче Божий!» Святой сжалился над несчастным, сотворил о нем молитву, и Господь послал слепцу прозрение.

Настоящий случай с клятвопреступником да будет всем спасительным уроком: суд человеческий можно обмануть клятвопреступлением и лжесвидетельством, но Бога обмануть нельзя, и суд Божий строго наказывает призывающих всуе имя Божие («Четьи-Минеи», апрель).

2. Царь Навуходоносор пошел против Иерусалима и овладел им. Царя Седекию он оставил при этом на престоле, но взял с него клятву в том, что он будет верен ему. Несмотря на это, Седекия заключил союз с царем египетским против Навуходоносора и, таким образом, нарушил данную клятву. За это клятвопреступление Господь тогда же обличил Седекию устами пророка Иезекииля, сказавшего о нем: «Клятву Мою, которую презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенета Мои, и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня». Эта Божественная угроза исполнилась вскоре: Навуходоносор снова взял Иерусалим, отвел Седекию в Вавилон, где ему выкололи глаза и посадили в темницу, в которой он и умер. Таково было наказание, постигшее Седекию за клятвопреступление.

3. В монастыре печерском жил некто Иоанн, бывший прежде боярином киевским и принявший монашеское пострижение. При нем был юный сын Захария. Когда Иоанн почувствовал приближение своей кончины, то свое имущество частью роздал нищим, часть же, принадлежащую сыну, а именно: тысячу гривен серебра и сто гривен золота, отдал для хранения, до совершеннолетия сына, другу своему, иноку Сергию, бывшему прежде тоже боярином киевским и вместе с ним постригшемуся. Распорядившись таким образом, Иоанн умер. Сын его Захария, по достижении совершеннолетия, потребовал от Сергия наследство отца своего, но, помраченный страстию любостяжания, Сергий отказался отдать переданное ему на хранение имущество, сказавши Захарии, что от отца его ничего не получал и что все покойный роздал бедным. Захария просил выдать хотя половину, но Сергий и на это не соглашался, – он не хотел даже дать и десятой части наследства. Видя явное вероломство любостяжательного инока, Захария привлек его к суду Божию и просил пред иконою Печерския Божия Матери клятвенно засвидетельствовать правду своего показания. И вот, идут они в Печерскую церковь. Став пред иконою Божией Матери, Сергий клятвенно сказал, что он не брал денег от отца Захарии. Клятвопреступник уже хотел облобызать икону, как внезапно был поражен исступлением и воскликнул: «Преподобные отцы, Антоний и Феодосий! помолитесь Богородице, да не даст ангелу смерти погубить меня, да отринет от меня страшные силы бесов, а сребро и золото спрятано в моей келии». И что же? в келии найдено золота и серебра вдвое больше того, сколько отдано на хранение. Так чудодейственно явил Господь знамение Своего правосудия к обличению клятвопреступника («Патерик печерский»).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle