Источник

Грех

Бегай греха

1. Пленник греха подобен человеку, сходящему с высокой и крутой горы: сначала горизонт обширный, множество видов пред глазами, стезей под стопами; но, чем далее и ниже, тем уже горизонте, тем менее видов и следов, и, наконец, остается одна стезя, ведущая, или, лучше, влекущая в пропасть (Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский).

2. Бегаешь, возлюбленный, огня, чтобы не сгорело у тебя тело, бегай греха, чтобы телу твоему вместе с душою не сгореть в огне неугасимом (св. Ефрем Сирин).

3. Грех есть горящий огонь. По мере уменьшения вещества он угасает и по мере прибавления разгорается (св. Марк Подвижник).

4. Легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи, – как и камень легче подпереть и удержать вначале, нежели поднять вверх во время падения (св. Григорий Богослов).

5. Тех мест, которые подают тебе случай к падениям, убегай, как бича, ибо, когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем (св. Иоанн Лествичник).

6. Полезно удаляться от причин ко греху43. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Удаленный же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда враг повлечет его к яме, то он имеет время и возможность воспротивиться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему (авва Пимен).

7. Спичка отчего возгорается? От прикосновения и трения. Так и наше грехолюбивое сердце, при открытии случаев ко греху, не может не пленяться (прот. Авраамий Некрасов).

8. Внушайте, сколько угодно, дитяти, держащему в руках своих острое орудие, чтобы оно не сделало им себе какого-либо вреда; но если не лишите его сего орудия, то все наставления, все даже угрозы останутся тщетными. Так и мы, если не будем удаляться причин греха и случаев ко греху, то кто поручится за нас, что и мы не будем им опять уязвлены? («Цветник духовный»).

Всяк творяй грех раб есть греха (Ин.8:34).

1. Свободен ли корыстолюбец? Не закован ли в золотые оковы? Свободен ли плотоугодник? Не связан ли, если не жестокими узами, то мягкими сетями? Свободен ли гордый и честолюбивый? Не прикован ли, не за руки и за ноги, но головою и сердцем, не прикован ли к своему собственному истукану? (Филарет (Дроздов), митрополит московский).

2. Как заржавелое железо теряет крепость и силу до того, что, чего прежде не могли сломить великие усилия, то будет ломаться и рваться от малого напряжения, хотя объем и количество железа те же, – так и у грешника остается весь признак свободы: в некоторых случаях он свободнее, по видимому, самого праведника, который всегда связан совестью и страхом Божиим; но внутренней мощи на добро нет, и, при малом усилии к какому-либо благому подвигу, грешник слаб, как дитя (Иннокентий (Борисов), архиепископ херсонский).

Малые грехи

1. Когда в бочке находится хотя малая скважина, то вино вытекает, прежде нежели господин о том узнает, если он небрежен; так и пренебрежение самой малой, по-видимому, вещи или обстоятельств погубляет плод нерадивого человека (авва Исайя).

2. Не говори, что то или другое – ничтожная мелочь: мелочи много значат в жизни. Рана, сделанная иглою, иногда поражает вернее, чем болезнь, обнимающая все тело. Иногда от искры делается пожар, с которым справиться невозможно и который беспощадно пожирает все, что собрано было годами и сберегаемо с величайшим вниманием (Кирилл (Наумов), епископ мелитопольский).

3. Если бы кто, насыпав в мешок много песку, поплыл с ним по глубокой воде, то от тяжести его так же может потонуть, как и от большого камня. Так и от малых грехов, – которые в общей сложности могут составить тяжесть, равную большому греху или даже превосходящую тяжесть большого греха, – так же можно погибнуть, как и от больших грехов (Петр (Екатериновский), епископ томский).

4. Песчинка мала, но миллионы песчинок составляют гору. Что составят повторяемые каждый день малые грехи? (Филарет (Гумилевский), архиепископ черниговский).

5. Небольшую причиняет боль царапина иголкою; но если бы кто вздумал долго накалывать свое тело на одном и том же месте, то такая шутка имела бы вредные последствия; ибо случается, что едва приметная заноза производит столь сильное воспаление, что признается нужным отсечь целый член. Подобно сему желающий душевного спасения должен беречься и малых, по-видимому, грехов и приносить в них покаяние, потому что многократное повторение и малых грехов или непосредственно ведет к беззакониям, или есть уже смертный грех, лишающий душу благодатных сил ее.

6. Как бы ни казался грех малым, он все-таки есть злое семя, из которого может вырасти огромное зло. Это то же, что семя ядовитого растения: на что меньше его, а как смертоносны плоды, когда оно возрастет! Таковы, например, опыты невоздержания в вине, делаемые сначала для развлечения и часто кончающиеся пьянством. Такова склонность слушать насмешки над другими и даже клевету: поначалу это шутка, не более, а между тем она обращается в привычку к насмешливости, пересудам и сплетням. Всякий преступник вначале был невинным и не вдруг сделался великим грешником. Первый шаг его на пути порока был мало заметен, но, не быв остановлен, он послужил началом ужасных злодеяний. Душегубец, быть может, сначала задушил только птичку. Не должно допускать и малых начал зла. Грех – как огонь, которым шутить очень опасно. Один нечистый взгляд, одно соблазнительное слово могут довести человека до грехов великих («Цветник духовный»).

7. Не считайте малости ничтожными, но имейте их за великие. Ибо кто погрешает по своей воле в малом и бережется от большого, тот большему подпадет наказанию, – так как, победив большее, побеждать себя допустил меньшему. К тому же и одной страсти достаточно, чтоб ввергнуть нас в ад. Чтоб подтвердить это еще и примером, спрошу вас: кто имеет брань с десятью или двенадцатью врагами, если когда начнется война, с самого начала победит и убьет всех первейших противников своих, наиболее мужественных, но, видя, что остались еще один или два слабых и немощных, выступающих против него с робостью, не устремится на них издали и, схватив не свяжет или не убьет их, то не будет ли он убит ими? Если он в гордости своей, сбросив оружие, предастся сну, презирая тех двух слабых, то не устремятся ли на него эти двое, или даже и один, чтоб связать его и взять в рабы себе, или и убить и сделать посмешищем пред всеми людьми, которые праведно будут говорить: поделом ему, что попался в рабство или убит: это ему за гордость и беспечность. Я же скажу лучше: за неразумие и бессмыслие его. Ибо не столько достоин он похвалы за мужественную вначале борьбу и победу, одержанную над более сильными врагами, сколько порицания, презрения и отвержения за то, что попустил одолеть себя тому одному слабому.

Таким же образом, братья мои возлюбленные, и мы никакой не получим пользы, если, победив большие страсти, останемся побежденными от меньших, – именно, если сохраним от осквернения плоть свою, если не будем поддаваться гневу, зависти и корысти, но будем порабощены объядению, винопитию, или сну, или лености, или прекословию, непослушанию или ропоту (из «Слов» преп. Симеона Нового Богослова).

Смерть есть дочь греха

От греха родилась смерть, как о том говорит божественное Писание: «Похоть заченши рождает грех, грех же содеян рождает смерть» (Иак.1:15). Вот злосчастное родословие смерти! Вот ее происхождение! Каков отец – грех, такова и дочь – смерть; по плодам их познаете их! Не видишь ты, человек, мерзости греха: посмотри же на смерть, взгляни на смердящий труп, и от мерзкой дочери – смерти – познавай ее гнусного отца – грех! Если уж от двух- или трехдневного мертвеца исходит такое нестерпимое зловоние, что все стараются уйти от него подальше, кадят ладаном, курят благовониями, – то что будет с этим трупом в могиле еще чрез несколько дней? Боже мой, какой страх и ужас, какой смрад и мерзость!.. Но ведь все это сделал грех: грехом вошла смерть, по плодам греха познавайте его! («Уроки и примеры христианской веры» прот. Григория Дьяченко).

Познанного зла всякий уклоняется

Видим, что все люди, познавши зло, его уклоняются. Так, зная, что змий ядом своим вредит и умерщвляет, его уклоняются; ведая, что зубы зверей вред и смерть соделывают, убегают зверей; ведая, что огонь жжет, и опаляет, и умерщвляет, глубина водная потопляет и умерщвляет, берегутся воды и огня; ведая, что злодей и разбойник обнажает и убивает, все убегают таковых пагубных людей. Также и прочего познанного зла люди уклоняются. Христиане! познаем и мы наше зло, которое истинно есть зло и нам пагубно. Познаем, что грех – горькое и лютое наше зло есть, и будем уклоняться его. Кто, познавши зло и пагубу, от зла и пагубы не уклоняется? Невозможно, воистину невозможно познавшему зло не ненавидеть зла и не уклоняться. Что люди любят грех и от него не уклоняются, это потому бывает, что сего зла не знают и горьких плодов его. Познавшему грех, что он зло, невозможно не уклоняться от него. Ради чего убегаешь змия? Потому что жалом своим умерщвляет. Жало смерти – грех, которым человек умерщвляется (1Кор.15:56). Как же, смертоносное сие жало познавши, от него не будешь уклоняться? Грех познается из закона Божия и горьких его плодов (из кн. «Сокровище духовное» св. Тихона Задонского, ч. 4-я).

* * *

43

Причина греха, или поводы ко греху, по мнению св. Исаака Сирина, суть: жены, вино, имущество, власть и т. п. «Это, – говорит св. Исаак, – не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам.


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle