Источник

Иконопочитание

1. Священные принадлежности храма, определенные Богом. Первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое. За второю же завесою была скиния, называемая святое святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним –херувимы славы, осеняющие очистилище (Евр.9:1–5). Подробнее читай Исход, гл. 25–31, 35–40.

2. Изображения в храме, установленные Богом. И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края… и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дал тебе (Исх.25:1,18–19,21). И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечку его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; три чашечки на подобие миндального цветка с яблоком и цветами должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви (Исх.25:31,33). И сделай умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания (Исх.38:8).

3. Кроме постоянных богослужебных принадлежностей и священных изображений в скинии, впоследствии времени Бог повелел сделать Моисею новое священно-таинственное изображение. И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, взглянув на него, ужаляемый останется жив.

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Числ.21:8–9).

4. Что знаменовало это изображение? И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому (Ин.3:14).

Примечание. Этот медный змей был предизображением Самого Спасителя; потому-то он имел силу исцелять больных, обращавшихся с верою к этому прообразу Спасителя. Но когда израильтяне стали почитать это изображение ради целительной силы за бога, т. е. обратили его в кумира – идола, чем осквернили его и извратили первоначальное его назначение, то царь Езекия предпочел совсем уничтожить змея, чтобы пресечь осквернение сего Богом дарованного изображения и отвратить израильтян от идолопоклонства (4Цар.18:1–6).

5. Священные изображения, сделанные в Соломоновом храме. И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева… и поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты… и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и снаружи… На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил их золотом (3Цар.6:18,23,27,29,32). И поставил столбы к притвору храма… и над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии… и сделал литое из меди море… подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть… оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку… На стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов – развесистые венки. И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки (3Цар.7:21–22,24–25,29,36).

6. Откуда видно, что эти изображения Соломонова храма были угодны Богу? После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал, сделал, явился Соломону Господь во второй раз, как явился в Гаваоне. И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; сделал все по молитве твоей. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни (3Цар.9:1–3). Слава Господня наполнила дом Господень (2Пар.7:2).

Примечание. Соломону не было от Бога особого повеления сделать изображения, и, однако, Бог не только не прогневался на него за допущение означенных изображений, но принял и освятил их вместе со всем храмом.

7. Священные изображения, которые показал Бог в видении пророку Иезекиилю. Потом ввел меня в храм… от верху дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображены, сделаны были херувимы, и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица, с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны – к пальме лицо львиное; так сделано во всем храме кругом (Иез.41:1,17–19).

8. Для чего же Бог показал пророку Иезекиилю таковые изображения? Ты, сын человеческий, возвести дому израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма, и расположение его, и выходы его, и входы его, все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним (Иез.43:10–11).

9. Иисус Христос принял и утвердил священные изображения храма. И вошел Иисус в Иерусалим и начал выгонять продающих и покупающих в храме, и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов (Мк.11:11–12,15–17).

Примечание. Сказано, что Иисус Христос осмотрел все в храме, стало быть, осмотрел и священные изображения, бывшие там. Затем, удаляя из храма то, что оскверняло его, Он не удалил изображений; а когда сказал: «Дом Мой» – то, значит, принял и утвердил не только здание храма, но и все священные принадлежности его, в том числе и священные изображения, которые посему и перешли в новый завет к христианам.

10. На каком основании в новом завете прибавлены новые изображения лиц Св. Троицы и почему их не было в ветхом завете? И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас (Втор.4:12). Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь Моисею: Я проведу пред тобою всю славу Мою… лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расщелине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе. (Исх.33:18–23).

Примечание. Так как до времени искупления все люди были под грехом и клятвою (Гал.3:22), были в отчуждении от Бога (Еф.2:13), как чужие для Него (Кол.1:21. Еф.2:19) и как враги Божии (Кол.1:21; Рим.6:10), то они недостойны были зреть лице Божие. Бог и не открывался в ветхом завете людям в телесном образе человека; и потому они лишены были возможности изображать лице Божие. Вместо изображения лица Божия им дано было изображение имени Божия: «И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезают на печати: святыня Господня, и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом» (Исх.28:36–38). И величие Твое – на диадеме головы его (Прем.18:24). В новом завете, с воплощением Сына Божия, Бог явился во плоти (1Тим.3:16). В Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9). Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек (Флп.2:6–7). Таким образом, после того, как Сын Божий, приняв человеческий образ, показал Себя людям, им открылась возможность изображать Его в многоразличных видах уничиженного и смиренного человека, именно в образе рождающегося Младенца, в образе проповедующего и исцеляющего Мужа, в образе преобразившегося, страждущего с терновым венцом на голове, в образе распятого, воскресшего и возносящегося на небо.

11. На каком основании изображается на иконах первое Лице Св. Троицы – Бог Отец? Иисус Христос показал в Себе образ Бога [Отца] невидимого (Кол.1:15; 2Кор.4:4), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Евр.1:3). Потому Он и говорит: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его, и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп; видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? (Ин.14:7–9,12,45).

Примечание. Итак в воплощении Сына Божия явлена человеку возможность зреть Бога Отца и, стало быть, открылась возможность изображать Его.

12. На каком основании Бог Отец изображается в образе старца на престоле? Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий деньми; одеяние Его было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса его – пылающий огонь (Дан.7:9). Я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, и Сей Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр.4:2–3).

13. Почему третье Лицо Св. Троицы, Дух Святой, изображается в виде голубя? И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк.3:22).

14. Не говорят ли против возможности и уместности изображения лица Божия следующие места Св. Писания:

а) слова Самого Бога к Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20);

б) слова ап. Иоанна: Бога не видел никто никогда (Ин.1:18);

в) слова ап. Павла: Господь господствующих Единый, имеющий бессмертие, который обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может (1Тим.6:16)

Бог есть Дух, и потому Его невозможно видеть, как Духа, т. е. духовного существа Божия, природы Божией никто не видел и видеть не может. Об этом и говорят приведенные выше слова. Но в различные времена Бог являлся людям в различных наружных видах, или подобиях, как сказано выше: в образе ангела [Аврааму], младенца, мужа, старца, голубя, так что человек в этих случаях видел только наружный вид или облик Божества, а духовной природы или существа Божия не видел. Так, например, Иаков говорит о себе: я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя (Быт.32:10).

О Моисее Бог говорил Аарону и Мариам: Устами к устам говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит (Числ.12:8).

Михей говорит о себе: Я видел Господа, Сидящего на престоле Своем (2Пар.18:18, ср. Ис.6:1 и Дан.7:9; Откр.4:2–11).

Посему нужно мыслить так, что и на святых иконах изображается не природа или существо Божие, которое по своей духовности невидимо и неизобразимо, а изображаются те наружные видимые явления Божества, в каких Бог благоволил открывать Себя человеку.

Объяснение. Хотя Бог являл Себя таинственным образом названным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом и основанием для изображения в ветхом завете лица Божия; ибо только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, при котором они и удостоились таинственно зреть лице Божие; а весь народ израильский лишен был такового общения и зрения лица Божия. Народу было сказано: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня. Глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас (Втор.4:15,12). По этой причине и невозможно было для народа изображать лице Божие.

15. На каком основании в Новом завете в храмах сооружаются изображения святых апостолов и мучеников и святых угодников? До времени искупления все люди были под грехом и клятвою; посему ветхозаветные угодники и пророки не были тогда прославлены на небе, ибо не достигали обетований совершенства (Евр.11:40), а только издали видели оные и радовались (Евр.11:13). По этой причине в Ветхом завете, по установлению Божию, подлежали изображению и почтению только имена их, а не лица:

И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов израилевых… и положи два камня сии на нарамники ефода; это камни на память сынам израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом (Исх.28:9,12).

На подире его был целый мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие Твое было на диадеме главы его. Этому уступил истребитель и этого убоялся (Прем.18:24–25).

Но уже к концу Ветхого завета, ближе ко времени искупления и примирения человека с Богом, Бог научил через пророка Иезекиля изображать во храме и лица человеческие (Иез.41:19) Без сомнения, это были лица ветхозаветных праведников. Назначение этих изображений было то, что они, предуказывая прославление, с пришествием Сына Божия, святых угодников, приуготовляли и располагали людей к мысли о почитании их изображений. И мы видим, что в Новом завете Иисус Христос обещает Своим апостолам прославить их (Ин.17:22) и иметь их в общении с собою на небе (Ин.14:2–3), как Своих друзей (Ин.15:14–15); а Иоанну Богослову было показано, что святые угодники действительно предстоят на небе престолу Божию прославленными (Откр.4:1–11): Он прославляет их принятием в общение с Собою, облачением их в белые одежды и увенчанием золотыми венцами. Если прославляет их на небе Бог, то тем более мы должны прославлять на земле, в противном случае окажемся врагами и гонителями друзей Божиих, согласно словам Спасителя (Ин.15:15–16,18,20). А прославление друзей Божиих должно выражаться с нашей стороны между прочим в том, чтобы мы содержали и почитали не начертание одних только имен их, как было это в Ветхом завете, но и изображения ликов их, соответственно тому как мы славим ныне и Бога почитанием не имени только Его, но и образа Его, во плоти явившегося, и как изначала научил Бог прославлять ангелов почитанием изображений их.

16. Если Богом установлены святые иконы с изображениями на них, кроме лиц Святой Троицы и ликов святых угодников, еще и животных – птиц, змеев: то как примирить с этим следующие слова Священного Писания: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им не служи им, ибо Я Господь Бог твой (Втор.4:15–18; Втор.5:8–9).

Бог положил различие между священным и несвященным, чистым и нечистым (Лев.10:10). Это различие нужно иметь в виду и здесь: вышеприведенными словами Священного Писания воспрещается:

а) делать изображение кумира, т. е. неосвященное, мерзкое изображение;

б) воспрещается поклоняться таковому изображению вместо Бога. О священных же изображениях не говорится здесь. То же самое говорит и пророк Давид: да не будет у тебя иного Бога и не поклоняйся Богу чужеземному (Пс.80:10).

17. Различие между кумиром и иконою.

а) Мы знаем, что идол в мире – ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1Кор.8:4);

Примечание. Это означает, что идолов, каковы, например, Астарта, Ваал, Хамос, Молох (3Цар.11:5–7), Зевс, Эрмий, Артемида (Деян.14:12–19,27) и прочих живых нет на свете и никогда не было. Между тем на иконах изображаются лица живых существ: лица Св. Троицы, Богородицы, апостолов, мучеников, святых угодников, которые в свое время жили и действовали на земле и теперь живут на небе.

б) идолы поэтому выдуманы самими людьми; они произошли от искусства и вымысла человеческого (Деян.17:29); а святые иконы установлены Богом. Бездушные золотые, серебряные и каменные изображения идолов сами по себе почитались богами вследствие того, что содержавшие их люди «осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим.1:21): Не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги (Гал.4:8). Все боги народов – идолы; а Господь небеса сотворил (Пс.95:5). Между тем, иконы хотя также делаются из дерева, камня, или металлов, но не почитаются сами по себе, как боги: не боготворятся, а почитаются только как священные изображения лиц Божиих или лиц святых угодников Божиих;

в) кто в своем заблуждении почитает идолов вместо Бога, тот служит диаволу: что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу – но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1Кор.10:19–20; Откр.9:20). А кто почитает священные изображения, тот славить Бога почитанием изображения лица Божия и славит святых угодников почитанием изображений ликов их. Вследствие этого идол есть мерзость пред Господом: И сказал мне: войди и посмотри на отвратительный мерзости, какие они делают здесь. И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных, и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом (Иез.8:9–10, ср. Иер.3:24–4:1). А икона – изображение священное.

18. Иконы суть священные изображения. И возьми елея помазания и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята (Исх.40:9). И сделай из сего миро для священного помазания… и помажь им скинию собрания и ковчег скинии откровения… и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится (Исх.30:25,26,29).

19. Не противоречат ли святости икон изображения животных, птиц, диавола в виде змеи? Не противоречит, как не противоречили изображения животных святости Соломонова храма; в храме, показанном Самим Богом пророку Иезекиилю, также были изображения животных – львов. Кроме того, Бог показал пророку Иезекиилю в «видении подобия славы Божией» (Иез.2:1) и Иоанну Богослову (Откр.4:6–11), что и животные, равно и птицы, призваны Им служить славе Его (Иез.1:1–10). На этом основании и пишутся на святых иконах изображения животных и птиц рядом с изображением святых ликов. А что изображение диавола на иконах не нарушает святости их, то об этом можно заключить из того, что и в евангелии начертывается имя диавола (напр. Лк.4:1–13; Ин.8:44), однако святость евангелия от этого не нарушается и не уменьшается.

20. Не противоречит ли святости икон то, что они сооружаются руками грешных людей? Изображения, бывшие в скинии, также были сооружены грешными людьми, а изображения в храме Соломона соорудил язычник (2Пар.4:7,11–16). Несмотря на то, изображения эти, после соответствующего освящения, были приняты Богом и освящены Им (3Цар.9:3). Кроме того, апостол говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; потому что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим.4:4–5). Посему и иконы получают достоинство священных изображений только после соответствующего освящения их.

21. Назначение, для которого установил Бог священные изображения:

а) Он благоволил пребывать с ними Своею силою, открываться по временам чрез них и объявлять Свою волю: И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе: там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (Исх.25:21–22. Ср. 1Цар.4:4; 2Цар.6:2; Дан.3:53–54);

б) они установлены для явления чрез них славы Божией. Во храме Его все возвещает о Его славе (Пс.28:9); (а известно, что в скинии и во храме больше всего было изображений). И слава Бога Израилева сошла с херувима, на котором была, к порогу дома (Иез.9:3);

в) они установлены для молитвы пред ними. И молился Езекия пред лицом Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня и т. д. (4Цар.19:14–15). Значит, Езекия молился пред изображениями херувимов (ср. Пс.5:8; Пс.27:2; Пс.137:1–2). А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс.16:15). Это означает, что пророк Давид после сна предстоял и молился пред образом херувимов, данным от Бога;

г) для предуказания или прообразования будущих отдаленных лиц и событий. Изображение медного змея было прообразом будущего Спасителя. По этому же примеру и в этих видах пишутся изображения второго пришествия Спасителя, страшного суда.

22. Польза от святых икон для человека:

а) Он получает от них освящение: И сделай из сего миро для освященного помазания… и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения… и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится (Исх.30:29);

б) благословение: И оставался ковчег Господень в доме Аведара три месяца, и благословил Господь Аведара и весь дом его (2Цар.6:11);

в) исцеление от недугов телесных: Израильтяне, поражаемые змеями, исцелялись от болезни и смерти, когда обращались с верою к медному изображению змея – образу Спасителя (Числ.21:8–9. Ср. Ин.3:14; Прем.16:17).

23. На чем обосновывается чудотворная сила святых икон, и как понимать ее? И положи крышку на ковчег сверху; в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе: там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (Исх.25:21–22). И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах (1Цар.4:4).

Примечание. Отсюда видно, что Бог благоволил невидимо пребывать Своею силою с иконами после того, как они освящены. Посему чудотворность святых икон нужно понимать так, что чудо совершает не дерево или металл, из которого сооружена икона, а силою Божию, сопребывающей с иконою, совершает тот, чей лик представляет икона, будет ли то Спаситель, Богородица или кто из святых угодников.

24. Примеры чудодейственной силы от святых икон. Силою святых изображений херувимов, что были на ковчеге, истреблен идол Дагон (1Цар.5:2); наказан мгновенною смертью Оза за неблагоговейное обращение с ними (2Цар.6:6–7); чрез изображение медного змея израильтяне получали исцеление от болезни и смерти (Числ.21:9). О последнем в слове Божием сказано: обращавшиися исцелялся не тем, на что взирал (т. е. медью), но Тобою Спасителем всех (Прем.16:7): ибо это было священное изображение Самого Спасителя.

25. Что должно разуметь под образом зверя, который был показан Иоанну Богослову? (Чит. Откр.13:11–15; Откр.14:9–11; Откр.16:2; Откр.19:19–20; Откр.20:4). Под зверем разумеется лжепророк, которого пошлет антихрист («Дракон») вместе с другим лжепророком пред вторым пришествием Спасителя отвращать людей от истинного пути (cр. Откр.12:7–17; Откр.13:18; Откр.16:13; Откр.19:20; Откр.20:10). Действуя по власти и силе пославшего его сатаны (Откр.13:2; Откр.20:2), он повелит тем, которые поверят ему, сделать «образ зверя», т. е. изображение другого лжепророка (Откр.13:1–10), и заставит их поклоняться этому образу. Употребить же эту меру, без сомнения, по тому примеру, как истинные поклонники истинного Бога содержат и чествуют почитательным поклонением образ Бога Отца, Спасителя, и другие. И по подобию того, как от истинных святых икон бывают чудеса, так диавол для более успешного обольщения людей сделает и со своим образом, что он будет говорить и действовать так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Откр.13:15). Из того, что сказано об этом антихристовом изображении в откровении Иоанна Богослова, видно, что он не имеет никакого отношения к святым иконам, не противоречит им и не унижает их. Ибо как есть, по апостолу, чаша Господня и чаша бесовская, трапеза Господня и трапеза бесовская (1Кор.10:21), или скиния Божия и скиния Молохова (Деян.7:43), храм Божий и храм Дагона (1Цар.5:2): так, по допущению Божию, будет и икона бесовская. Равно как и поклонники ее не имеют ничего общего с почитателями святых икон. То будут те, «имена которых не написаны в книге жизни у Агнца, закланнаго от создания мира» (Откр.13:8). Они будут мучимы за почитание образа зверя в огне и сере (Откр.14:10–11). Между тем, за непочитание Своей святыни Бог определил наказание смертью.

26. Как оградил Бог неприкосновенность священных принадлежностей скинии? Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к святому святых: Аарон и сыны его пусть придут и поставят каждого в служение его и у ноши его; но сами они не должны подходить, смотреть святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть (Числ.4:15,19–20).

27. Бог наказывает за неблагоговейное обращение со святынею. Не порадовались сыны Иехониины среди мужей Вефсамиских, что видели ковчег Господа. И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесять тысяч семьдесять человек (1Цар.6:19). Когда дошли до гумна Хидона, Оза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его. Но Господь разгневался на Озу и поразил его за то, что он простер руку свою к ковчегу, и он умер тут же пред лицом Божиим (1Пар.13:9–10).

28. Чествование святых икон:

а) благовонным курением пред ними: Сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его. И поставь его перед завесою, которая перед ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. На ней Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им (Исх.30:1,6–7). И поставил золотой жертвенник в скинии собрания перед завесою, и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею (Исх.40:26–27). И возьмет [Аарон] горящих угольев полную кадильницус жертвенника, который пред лицем Господа, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицом Господа, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть (Лев.16:12–13);

б) возжением светильников и лампад: И сделай светильник из золота чистого… И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам израилевым, чтобы они приносили тебе елея чистого, выбитого, для освящения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения, в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда (Лев.24:1–3). Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх.27:21. Ср. Числ.8:1–3).

в) поклонением пред ними: Придите, поклонимся и припадем, приклоним колена пред лицом Господа, Творца нашего (Пс.94:6). Если вы мне скажете: на Господа Бога нашего мы уповаем, то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия и сказал Иуде и Иерусалиму: перед сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме (4Цар.18:22). А когда народ земли будет приходить пред лице Господа в праздники, то вошедший северными воротами для поклонения должен выходить воротами южными (Иез.46:9). Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю перед ковчегом Господним (Нав.7:6. Ср. Иудифь.4:11);

г) лобзанием их как священных: И ныне прибавили они [израильтяне] ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего по понятию своему, – полная работа художников, – и говорят они приносящим жертву людям: «целуйте тельцов» (Ос.13:2).

Объяснение: Если израильтяне, впавшие в идолопоклонство, чествовали тельцов целованием, то, очевидно, делали это соответственно тому, что раньше, до принятия идолов, чествовали целованием священные изображения.

29. Какие предостережения дает св. апостол Павел при почитании святых икон?

а) Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян.17:29).

Объяснение. Имея изображения лиц Божиих, писанные на золоте, серебре, камне или сооруженные из этого материала, мы, чествуя их, не должны думать, что и Сам Бог по Своему существу – золотой, серебряный или каменный; иначе говоря: взирая на эти святые иконы, мы не должны думать, что они и есть Сам Бог: Бог не из золота, серебра или камня и не подобен им; Он есть Дух.

б) Но как они [язычники], познав Бога, не прославляли Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела: они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца (Рим.1:21–25).

Объяснение. Имея на святых иконах изображения лица человеческого, птиц, четвероногих и пресмыкающихся, мы не должны воздавать сим изображениям такой славы и чести, какая приличествует только Богу, т. е. не должны почитать какое-либо изображение за Бога, как делали язычники вследствие умственного заблуждения и нравственного извращения. – В обоих случаях апостол, указывая на язычников, предостерегает христиан от идолопоклонства при почитании святых икон, предостерегает от того, чтобы мы истинных, Богом установленных изображений («истину Божию») не превращали в кумиров («ложь») поклонением им, как богам, вместо Творца.

30. Как учит об иконопочитании святая Церковь? «Храним не нововводно все писанием или без писания установленный для нас церковные предания, из коих одно есть относительно изображений иконного живописания… Последующе благоглаголивому учению святых отец наших и преданию католической церкви (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагать во святых Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, такожде и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминать и любить первообразных им и чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего креста и святому евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Таково бо утверждается учение святых отец наших, сие есть, предание католической церкви, от конец до конец земли приявшие евангелие» (Определение VII Вселенского собора).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle