Церковь
Символические изображения церкви
1. Церковь – дом Божий. «Основание дома Божия, церкви, – говорит св. Димитрий, митрополит ростовский, – Сам Христос, стены – закон Божий, столпы – апостолы, евангелисты, учители, покров – Дух Святый» (из Творений св. Димитрия Ростовского, ч. 2, стр. 166).
2. Церковь – госпиталь (врачебница) для христиан. «Что госпиталь для больных, то св. церковь для христиан, духовно болящих, – говорит святитель Тихон Задонский. – В госпиталь входят дверями, – в церковь духовно болящие входят верою и св. крещением; в госпиталь для того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и получить здравие, – в св. церковь для того входят духовно болящие, чтобы исцелиться от болезней душевных и чрез то быть спасенными; в госпитале имеется лекарь, который посещает больных и лечит, – в св. церкви Врач есть Христос, Который помещает и врачует христиан, духовно болящих; в госпитале лекарь запрещает больным все то, что препятствует действию лекарства его, – находящимся в св. церкви христианам Иисус Христос повелевает воздерживаться от всего того, что препятствует душевному их исцелению и получению вечного блаженства; в госпитале больные, желая исцелиться, слушают лекаря и исцеляются, – так и христиане, желая исцелиться и быть спасенными, должны слушать Христа – Врача и удаляться от всего того, что Он запрещает им; в госпитале не выздоравливают те больные, которые не слушают лекаря и не воздерживаются от того, что он запрещает им, – так и те христиане пребывают неисцеленными и не получают спасения, которые не слушают Христа и поступают по своим прихотям, а не по учению Его; в госпитале больные объявляют лекарю, кто чем болен, – так и христиане должны объявлять свои болезни небесному Врачу и просить у Него исцеления: не требуют бо здравии врача, но болящии (Мф.9:12); в госпитале не от всех болезней вылечиваются, – бывают болезни неизлечимые, и врач, как человек, не все можете сделать, что хотел бы, – но в церкви Христовой не так: нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной усердно желал того и просил Его, ибо все возможно Тому, Которого слову и манию все повинуется, Которого хотение и слово есть дело и Которого повелением прокаженные очищаются, слепые прозирают, глухие слышат, немые говорят, расслабленные и лежащие на одре встают, мертвые воскресают. Познай только, христианин, и признай пред Ним немощь свою, и со смирением проси у Него исцеления, и непременно получишь его. Только старайся избегать всего того, что препятствует действию спасительного врачевства Его (из «Сокровища духовного от мира собираемого», Тихона Задонского, епископа Воронежского, изд. 4).
3. Церковь – духовная баня. Как тела, не пользующиеся банею, покрываются множеством пыли и грязи, так и душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великою нечистотою грехов. Церковь есть духовная баня, теплотою Духа Святого очищающая всякую нечистоту души; и не только огонь Духа очищаете нечистоту, но и самый цвет изменяет. Аще, – говорит Бог, – будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю (Ис.1:18); пусть греховная нечистота так крепко вопьется в существо души, что получит уже несомненный цвет, и тогда Я могу привести ее в противоположное состояние, потому что довольно Моего мановения – и все грехи истребятся (из 5й беседы св. Иоанна Златоуста о перемене имен).
4. Церковь и острова на море. «Подобно тому, как в море находятся обитаемые, изобилующие здоровою водою и плодоносные острова, имеющие пристани и гавани для того, чтобы обуреваемые находили в них пристанище, – так Бог даровал волнующемуся и обуреваемому грехами миру святые церкви, в которых, как бы в благоустроенных пристанях на островах, сохраняются учения истины. К ним прибегают хотящие спастись, возлюбившие истину и желающие избежать гнева и суда Божия» (св. Феофил Антиохский в посл. Ad Autol., n. 4).
Необходимо сохранять живой союз с церковью
Как все ветви на дереве, большие и малые, получают живительный сок от одного дерева и тем только сохраняют свою жизнь, так что, если какая ветка отломится или будет отсечена от дерева, она неизбежно засыхает,– подобным образом и все мы, православные христиане, и получаем, и сохраняем свою благодатную жизнь только в соединении с церковью православною. Святая церковь возрождает нас в жизнь духовную таинством крещения, – запечатлевает печатью Святого Духа в таинстве миропомазания, сообщая нам потребные силы к нашему нравственному преуспеянию, – питает нас духовно в таинственном общении со Христом чрез причастие пречистого тела Его и честной крови Его для жизни вечной, – подает нам благодать оправдания в таинстве покаяния,– благословляет наш супружеский союз к благословенному рождению детей, – напутствует нас в загробную жизнь. Одним словом, христианин от колыбели до гроба находится под благодатным осенением Святого Духа, преподаваемого в священнодействиях церковных.