Надежда
Библейские образцы глубокой надежды на Бога
1. Авраам верил Богу и уповал на Него; не имея надежды иметь детей, он не усомнился в обетовании Божием неверованием, но превозмог верою, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Когда же Бог даровал ему сына, он не пощадил этого единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божию.
2. Моисей, укрепляемый Богом, все полки египетские в один раз потопил в море; на войне с амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий, имея один только жезл в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): «Выбери нам мужей (сильных), и пойди сразись с амаликитянами, а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Чудное дело! Моисей стоял ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов.
3. Иисус Навин, военачальник, имея невыразимое словами упование, дерзнул повелеть солнцу, чтобы оно остановилось в своем течении, сказав: «Стой, солнце, над Гаваопом!..» и оно остановилось, и стояло среди неба, не спеша к западу почти целый день; и не было такого дня ни прежде, ни после того, в который бы Господь был так внимателен к голосу человеческому, и это потому, что Сам Господь сражался за израильтян (Нав.10:12–14).
4. Упование на Бога возвысило царя Давида на высокую степень святости; в этой добродетели он всех превзошел: читающий с любовью псалмы его сам увидит то. Как часто повторял он устами, говоря от искреннего сердца: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь (Пс.26:1)? чего мне бояться во дни бедствия, когда злоба гонителей моих окружает меня? (Пс.48:6; ср. и мн. др. псалмы).
5. Иона, заключенный во чреве кита, находясь уже на последней ступени к смерти, не пал в уныние, но, как бы находясь на безопасном корабле, молитвенно воззвал к Господу Богу своему: молитве и прошению всегда и везде – место благоприятно; чего он просил? «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мною; однако ж я вспомнил о Господе… и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» (Иона.2:4–8). Вот образ величайшего упования на Бога!
6. Таким же образом молились Даниил во рве среди голодных львов и три отрока в вавилонской пещи: надежда на Бога не посрамила их: они спасены из челюстей смерти.
Церковно-исторические образцы крепкой надежды на Бога
Однажды перед Пасхою (накануне ее) вышел в киево-печерском монастыре весь хлеб, так что не было из чего испечь даже просфор для совершения литургии. Монахи пришли в крайнее уныние. Но преподобный Феодосий, с полною надеждою на Бога, велел, тем не менее, накрыть к Пасхе стол. И что же? Пред захождением солнца какой-то благотворитель привез в монастырь обильный запас хлеба.
В другой раз, во время голода, собралось в монастырь к празднику пасхи такое множество народа, что распорядители трапезы решились уменьшить обычную дачу хлеба, дабы достало всем, и даже затворили монастырские ворота, чтобы не впускать лишних. Но преподобный Феодосий велел растворить ворота и кормить всех досыта. И что же? Все ели и насытились; хлеб по мере надобности размножался, как некогда в пустыне при насыщении Христом Спасителем пяти тысяч народа пятью хлебами («Четьи-Минеи»).
Самый сильный и опасный враг св. Стефана, просветителя Перми, был некто Пам, или Пан, сотник, глубокий старик и начальник всех зырянских волхвов. Имея сильное влияние на зырян, он многих удерживал от крещения и самих крещеных отвлекал от веры. Много раз св. Стефан вступал с ним в открытый спор, прения их длились дни и ночи; но Пан оставался непреклонным язычником. Наконец, знаменитый кудесник сам вызвался пройти вместе со Стефаном сквозь огонь и воду, покрытую льдом, чтобы испытать, чья вера правая. Он никак не ожидал, что противник его согласится на этот опыт. Между тем, Стефан сейчас же велел народу зажечь одно строение, стоявшее особняком, и проникнутый непоколебимою надеждою на помощь Божию подал Паму руку, чтобы вместе идти в огонь; но тот отказался, несмотря ни на какие убеждения и требования со стороны зырян. Тогда зыряне бросились на посрамленного кудесника и хотели его умертвить. Но св. Стефан не допустил их до сего и настоял только на том, чтобы Пам навсегда удалился из Пермских пределов.
Несмотря на высокий образец терпения своего наставника, препод. Сергия Радонежского, некоторые из братии, однажды не имевшие пищи в продолжение двух дней, возроптали на преподобного и говорили ему: «Слушаясь тебя, мы умираем с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить из монастыря. Завтра же уйдем отсюда и никогда не воротимся». Преподобный Сергий, собрав всю братию, с кротостью убеждал их терпеливо переносить посланное испытание и твердо надеяться на помощь Божию. И упование праведника на Господа не посрамило его. Еще не окончил св. Сергий беседы своей с братиею, как привратник объявил, что в монастырь привезли много хлебов и другой пищи. Услышав об этом, св. Сергий принес благодарственную молитву Господу и велел всем собраться на общую трапезу, пригласив к ней и привезших хлебы. Но те отказались неимением времени и быстро удалились. Помолившись Господу, все сели за трапезу и преподобный, благословив, роздал хлебы, которые были мягки и даже теплы. «Видите ли, – сказал преподобный, – как Господь не оставляет рабов Своих по слову Своему: вся елика аще воспросите в молитве, верующе, примите (Житие препод. Сергия).
О святом Иларионе повествуется следующее. Некогда он вошел в корабль, чтобы плыть вместе с другими людьми, бывшими на корабле. Но скоро корабль был окружен в море двумя разбойническими кораблями. Все задрожали от страха. Но св. Иларион спокойно сказал: «Что пристрашны вы, маловеры? Неужели эти морские разбойники сильнее царя фараона и его войска? Но и войско фараона Бог потопил в Чермном море». Между тем, разбойники приблизились к кораблю. Иларион пошел на переднюю часть корабля, протянул вперед руки свои и повелел разбойникам именем Божиим остановиться. И вот, вдруг произошло на кораблях разбойников замешательство; нашел на них страх, и они поспешили бежать.
Видите, братия, святой муж не устрашился разбойников, так как он имел надежду на Бога и был уверен, что Бог защитит его от врагов. Если бы и мы имели таковую надежду на Бога, когда нам приключаются скорби и страдания, недостаток и нужда, печальные и тяжелые времена, то мы не теряли бы мужества души своей и мира (покоя) сердца.