Источник

Закон

Закон Божий дан

а) Адаму: Заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него (Быт.2:16–17);

б) израильтянам чрез Моисея: Когда Бог перестал говорит с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим (Исх.31:18): Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:1–17; Втор.5:1–21). Моисей сказал: вот, я научил вас законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали (Втор.4:5);

в) чрез посредство ангелов: Вы приняли закон при служении ангелов (Деян.7:53). Закон преподан чрез ангелов рукою посредника (Гал.3:19);

г) язычникам в их совести: Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую (Рим.2:14–15).

Закон Божий

а) вечен: Все заповеди Его тверды на веки и веки (Пс.110:7). Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф.5:18);

б) дан для тщательного хранения: Ты заповедал повеления Твои хранить твердо (Пс.118:4).

Изображается как закон

а) святой, правый, благий: Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Соглашаюсь с законом, что он добр (Рим.7:12,16). Моисей сказал: есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам? (Втор.4:8). Все заповеди Твои праведны (Пс.118:172);

б) истинный, чистый, совершенный: Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте (Пс.110:7–8). Закон Твой – истина (Пс.118:142). Закон Господа совершен, укрепляет душу; заповедь Господня светла, просвещает очи (Пс.18:8–9);

в) широчайший и не тяжкий: Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна (Пс.118:96). Заповеди Его не тяжки (1Ин.5:3).

Закон Божий заповедует любовь к Богу и к ближнему: Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всеми силами твоими (Втор.6:5). Люби ближнего твоего как самого себя. Я Господь, Бог ваш (Лев.19:18).

Любовь есть исполнение закона Божия: Любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: Люби ближнего твоего как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (Рим.13:8–10).

Закон Божий

а) судит намерения и мысли: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф.5:27–28). За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф.12:36–37). Не любящий брата пребывает в смерти (1Ин.3:14);

б) требует всецелого и совершенного послушания: Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить: не прибавляй к тому и не убавляй от того (Втор.12:32). Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в царстве небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном (Мф.5:19).

Не слушать только, но исполнять должно закон Божий: Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим.2:13). Будьте исполнители слов, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании (Иак.1:22–25).

Убеждения к сохранению закона Божия: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь [Бог ваш] (Лев.18:4–5). Положите на сердце ваше все слова, которые Я объявил вам, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша (Втор.32:46–47). Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф.19:17).

Наказание нарушителям закона Божия:

а) бедственная жизнь с проклятием: Если не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые Я заповедую тебе, то пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня (Втор.27:15–26; Втор.28:15–68);

б) смерть: Кто будете злословить отца своего или мать свою, тот да будете предан смерти. Если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка, и проч. (Лев.20:9,18; Лев.24:10–17,21–23);

в) вечная смерть: Боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая (Откр.21:8). Царь скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную (Мф.25:41–46). Если отвергшийся закона Моисеева без милосердия наказывается смертию, – то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. Страшно впасть в руки Бога живого! (Евр.10:28–31).

Человек по природе не может исполнить закон: Нет человека, который не грешил бы (2Пар.6:36). Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс.13:3; Пс.52:3–4). Кто может сказать: «я очистил мое сердце; я чист от греха моего?» (Притч.20:9). Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл.7:20). Весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили (Рим.3:19,23).

Человек не может оправдаться делами закона: Как оправдается человек пред Богом? (Иов.9:2). Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – кто устоит? (Пс.129:3). Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Богом никакая плоть (Рим.3:20; Гал.2:16).

Закон Божий дает познать грех: Где нет закона, нет преступления. И до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона. Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим.4:15; Рим.5:13; Рим.7:7).

Господь наш Иисус Христос:

а) есть конец, к которому должен приводить закон: Конец закона Христос, к праведности всякого верующего (Рим.10:4). Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал.3:24);

б) пришел исполнить, а не разрушить закон Божий: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушать пришел Я, но исполнить (Мф.5:17);

в) объяснил смысл и дух закона Божия: Мф.5:21–48; Мф.7:12; Мк.10:2–12;

г) исполнял всецело закон Божий: Сказал Господь Иоанну, возбранявшему креститься от него: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнять всякую правду (Мф.3:14–15). Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Гал.4:4; Флп.2:8). Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне. Вот, иду исполнить волю Твою, Боже (Пс.39:7–9; Евр.10:5–10).

Повиновение закону Божию составляет

а) отличительное свойство верующих: Что мы познали Господа, познаем из того, что соблюдаем Его заповеди (1Ин.2:3);

б) доказательство любви ко Господу: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). Любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2Ин.1:6);

в) все для человека: Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). Все в соблюдении заповедей Божиих (1Кор.7:19).

Верующие

а) любят закон Божий: Как я люблю закон Твой! весь день размышляю о нем. Буду утешаться заповедями Твоими, которые я возлюбил. Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра (Пс.118:47,78,97);

б) сохраняют закон Божий: От заповеди уст Его я не отступал, глаголы уст Его хранил больше, нежели свои правила (Иов.23:11–12). Закон Твой сталь моим, ибо повеления Твои храню. Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать заповеди Твои. Всем сердцем буду хранить повеления Твои (Пс.118:69,134);

в) находят утешение в законе Божием: Закон Твой утешение мое. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем (Пс.118:92). По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием (Рим.7:22);

г) имеют закон Божий написанным в сердце своем: Язык праведника произносит правду. Закон Бога его в сердце у него: не поколеблются стопы его (Пс.36:30–31). Послушайте Меня знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь (Ис.51:7);

д) молятся о том, чтобы Бог научил их закону Своему и чтобы сохранить его: Благословен Ты, Господи: научи меня уставам Твоим. Вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! (Пс.118:5);

е) должны читать закон Божий во все дни жизни своей, помнить его и научать ему детей: Положите слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь (Втор.11:18–19). Господь постановил устав и положил закон, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род хранить заповеди Его (Пс.77:1–7);

ж) должны размышлять о законе Божием: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, но в законе Господа воля его и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс.1:1–2). Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф.4:4);

з) плачут о нарушении закона Божия: Из глаз моих текут потоки вод, оттого что не хранят закона Твоего (Пс.118:136);

и) освобождены от клятвы закона: Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим.8:1–2). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал.3:13).

У нечестивых закон Божий только в устах, а не в сердце: Грешнику говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? (Пс.49:16–17). Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф.15:8; Ис.29:13).

Блажен, кто сохраняет закон Божий: Соблюдающий закон блажен (Притч.29:18). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его (Откр.22:14).

Благословения, обещанные тому, кто хранит закон Божий: Я Господь, Бог твой, творящий милость до тысячи родов любящим заповеди Мои (Исх.20:6); Втор.28:1–13; Лев.26:3–12. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс.118:165).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle