Добродетель, добрые дела
Все христианские добродетели удобоисполнимы для христиан всех состояний
«Давид прославился и будучи царем, – пишет св. Иоанн Златоуст, – и порфира и корона нисколько не развлекали его. Другой прославился и управляя целым народом, – я разумею Моисея, – что еще труднее, так как здесь было больше самовластия, а потому больше и трудности… прославились иные и при богатстве, и в бедности, и в супружестве, и в девстве… Ты хочешь видеть, спасаются ли в воинском звании? Смотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Смотри на евнуха ефиоплянки. Осторожному ничто не может сделать вреда: Иосиф, и находясь в рабстве, сохранил добродетель; Даниил и три отрока были в плену и, между тем, прославились гораздо более, ибо добродетель во всяком состоянии славна и бывает непобедима, и ничто не может быть для нее препятствием»…
Подобным образом, когда однажды к св. Иоанну Лествичнику пришли миряне, мало заботившиеся о своем спасении, и хотели извинить свою порочность и нерадение такими словами: «Каким образом можно вести жизнь подвижническую нам – при наших женах и заботах общественных, которые опутывают нас подобно сетям?» Св. Иоанн ответствовал: «Делайте те добрые дела, какие можете: никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите; ни пред кем не превозноситесь; не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний; будьте сострадательны к бедным; не подавайте никому соблазна, к чужой жене не приближайтесь и храните супружескую верность. Если так будете поступать, то не далеки будете от царства небесного» (Иоанн Лествичник, Степ. 1, стих. 21).
Делая доброе дело, не смущайся мыслью, что оно мало
«Малый светильник в хижине увидит блуждающий странник – и пойдет на его свет, и найдет в хижине спасение от холодной ночи или зверя, и успокоится в безопасности, и обрадуется странноприимству. И скромное доброе дело человека, невидного в мире, если одушевлено добрым и святым намерением, есть дело света, которое и действует в сем качестве на видящих, привлекая к добру; и даже, под управлением Провидения, простирает иногда свое действие на неизмеримую даль. Посмотрите на указанную Сердцеведцем вдовицу, которая, по избытку благочестивого усердия, последние две лепты положила в сокровищницу храма. Какое маленькое доброе дело, но пред сколькими уже миллионами человеков просветилось оно, и еще будет просвещаться в евангелии, уча одних делать добро и при малых способах, а других и в малых делах, и в малых людях, высоко ценит доброе чувство и святую мысль» (Филарет, митрополит московский).