Искупление
Тайна искупления нас Иисусом Христом
1. Св. мученик Акакий так научал св. вере узников, бывших с ним вместе в темнице: «Сын Божий, пришедши в мир, восприял плоть от Пресвятая и Пречистыя Девы Марии и, соделавшись человеком, волею претерпел крест, да загладит древом креста грех преслушания Адамова и вольным Своим страданием воздает за нас удовлетворение и дает отпущение осужденному человеку: ибо, будучи пригвожден на кресте, Он раздрал рукописание, писанное на нас, и отпустил грех, и смертию Своею сокрушил смерть, пленил ад, посрамивши всю силу и власть диавольскую; потом восстал из мертвых в третий день и даровал роду человеческому то, что все воскреснут и будут жить в бесконечные веки» («Четьи-Минеи», 7 мая).
2. Св. Сильвестр, папа римский, решая возражение иудеев, – как Бог мог страдать, назидал их: «Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое; человечество Его в едином Его лице пострадало за нас, а Божество Его не было подвержено страданиям. Как дерево, освещенное солнечными лучами, хотя и бывает посекаемо, но в это время луч солнечный не сечется, так и человечество во Христе, соединенное с Божеством, хотя потерпело страдания, но Божество не страдало» («Четьи-Минеи», 2 января).
3. Язычники главным возражением против Божества Господа нашего Иисуса Христа выставляли страдания и смерть Его, как несообразные, по их мнению, с Божеством. Св. угодники и решали это возражение, и излагали при сем правое исповедание тайны искупления. – «Как можешь ты исповедовать Богом Того, Который умер и был распять?» – спрашивал мучитель св. мученика Лукиана. Св. мученик отвечал: «Он есть воистину Бог, Сын Бога истинного. Он от вечности был с Отцом, но, восхотевши обновить род человеческий, погибавший от Адамова преступления, благоволил родиться от Пресвятой Девы, дабы в одном Лице был истинный Бог и истинный человек, истинный Сын Божий и человеческий, по Божеству – бесстрастный, а по человечеству – подчиненный страданиям, для искупления же нашего послушливый Богу Отцу до крестной смерти. Если бы Сын Божий не восхотел быть Сыном человеческим и не облекся во образ смертного, то и род человеческий не получил бы прощения от Бога, и смертные не облеклись бы в бессмертие» («Четьи-Минеи», 3 июля).
4. Истина искупления и спасения людей крестными страданиями и смертью Господа была утверждаема явлениями Самого Распятого Господа. «Господи! – вопрошал св. Симеон Дивногорец явившегося ему Господа, – как Тебя распяли иудеи?» Господь распростер крестообразно Свои руки и сказал: «Так Меня распяли иудеи; но Я Сам восхотел быть распятым («Четьи-Минеи», 24 мая).
5. От царя Диоклетиана был послан воевода Неаний (в крещении Прокопий) мучить христиан. На пути был к нему глас с неба: «Неание, на Кого идешь и на Кого восстаешь?» – «Послан от царя, – отвечал со страхом воевода, – убивать всех верующих в Распятого». – «О, Неание, и ты идешь на Меня?» – «Кто Ты, Господи? Я не могу знать Тебя!» В это время показался ему на воздухе пресветлый крест, и слышан был глас от креста: «Я Иисус распятый, Сын Божий!» Неаний с трепетом спросил: «Если Ты воистину Сын Божий, то как иудеи могли наругаться над Тобой, распять Тебя и умертвить?» Снова был глас от креста: «Для рода человеческого волею подъял Я сие, да избавлю грешных от власти диавольской, взыщу погибших и оживотворю мертвых. Если бы Я не был Сын Божий, то мог ли бы говорить с тобою?» После сих слов крест восшел на небо («Четьи-Минеи», 8 июля).