Имя Божие
См. еще Богохульство; Кощунство; Клятва, клятвопреступление.
Воздействие св. имени Божия на существо человека
Имя Божие, носимое и питаемое нашим сердцем, перерождает его, обновляет, делает благоговейным, любвеобильным, любящим Бога и людей, благотворительным; слово, преобразует его во образ и существо небесное, ибо свято имя Божие, а посему и сообщает святость тому, кто носит в себе его. Повествуют, что в сердце св. священномученика Игнатия Богоносца, к которому не смели прикоснуться звери, найдены буквы сладчайшего имени Иисуса. Отчего это? Оттого, что он непрестанно воспоминал и носил в сердце своем сладчайшее имя Иисуса. Так, если плотяное сердце отразило на себе буквы Иисуса, то, без сомнения, духовное сердце его соделалось едино с сердцем Иисуса, ибо, что мы любим, с тем и соединяемся, в то и преобразуемся: любим добро, делаемся добрыми, – любим зло, делаемся злыми.
Грозная сила для демонов – имя Божие
В Константинополе был чародей, который хотел привлечь к служению бесам одного христианского отрока. Чтобы показать ему силу и величие князя бесовского, чародей увел отрока за город в пустое, ненаселенное место. И вот, обольщенному отроку представился большой город с железными воротами. Чародей входит с отроком в воображаемый город и вводит в стоящий посреди его храм. При входе в храм видит отрок много светильников горящих и на высоком престоле некоего сидящего, подобно царю, и окруженного многочисленными слугами, то был князь бесовский, который радостно приветствовал чародея, посадил его рядом с собою и спросил, для чего он привел отрока. Чародей отвечал: «Мы – твои слуги, и он хочет быть твоим». Сатана спрашивает отрока: «Мой ли ты слуга?» Отрок воскликнул: «Я служитель Отца и Сына и Св. Духа». От этого возгласа вдруг пал с престола сатана, пали все окружающие его, погиб чародей, исчезли и все призраки города и храма. Отрок остался один среди поля и, увидев около себя коня, поспешно на нем возвратился в город и рассказал все бывшее с ним (из «Пролога»).
Рассказы о силе имени Господа нашего Христа
1. К преподобному Илариону Великому пришла некогда жена одного газского болярина и, объявив ему, что три сына ее, зараженные в один день от злого ветра, подверглись тяжкой болезни, которой не могли излечить все врачи, просила его прийти в Газу для уврачевания страждущих сынов ее. Когда святой Иларион пришел и призвал над ними имя Иисуса Христа, они тотчас встали здоровыми. («Житие преподобного Илариона Великого»).
2. Преп. Илия, пустынник Египта, рассказывает о некотором старце, обитавшем в капище. В одно время пришли к нему нечистые духи и сказали: «Выйди из нашего места». – «Вы не имеете места», – отвечал старец. Тогда начали они разбрасывать пальмовые ветви, приготовленные для плетения корзин; но старец неутомимо собирал их. Тогда враги, схватив его за одежду, повлекли вон, но старец уперся в двери и воскликнул: «Иисусе, помоги мне!» – и бесплотные злодеи мгновенно разбежались (из «Достопамятных сказаний о подвижничестве святых и блаженных отцов»).
3. Пред страданием св. священномученика папы Сикста, приступила к нему некоторая благочестивая вдова, именем Кириакия, и, жалуясь на мучительную боль головы своей, просила, чтоб он возложил на ее голову свои руки. Святой же, с знамением креста, возложив на голову ее руки, сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа буди здрава», – и тотчас вдова эта исцелилась от болезни своей («Четьи-Минеи»).
4. С одним учеником преп. Пафнутия Боровского случилась болезнь глаза, коим он сильно страдая, искал врачевства. Преподобный, дав ему свои четки, велел тысячу раз проговорить молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Едва ученик успел совершить половинное число, как получил полное исцеление (Житие Пафнутия Боровского).
Услышанная молитва о прославлении имени Божия
Однажды Нина, просветительница Грузии, в некотором расстоянии от Мцхета, столицы грузинского царства, увидела царя, со множеством народа отправлявшегося на близлежащую гору на поклонение главному идолу Армазу. Святая вмешалась в толпу и, придя на гору, стала в удобном месте, откуда могла видеть все подробности языческого служения. Сокрушаясь о человеческих заблуждениях, она со слезами молила Творца, дабы Он, милосердый, не попустил этим людям коснеть в грубом язычестве и просветил их светом истины Своей, возродив к новой жизни св. крещением. «Благослови, Господи, – таковы были слова ее молитвы, – увидеть мне истребление здесь гордо стоящего истукана; соделай, чтобы народ этот ясно убедился в суетности его веры и бессилии идолов, и поклонился Тебе, единому, предвечному Богу, во Святой Троице славимому». Едва Нина окончила молитву, как небо, пред тем чистое и блестящее под солнечными лучами, покрылось темными, грозовыми тучами; тучи надвигались с запада по направлению к горе, к капищу Армаза. Царь и народ бежали; Нина скрылась в расселине горы и видела следующее: туча над самым капищем разразилась страшным ливнем, громом и молниею. От громовых ударов с молниею языческий храм разрушился до основания; идолы в храме разбились, а дождевой ливень смыл в пропасти все обломки. На горе не осталось никакой приметы, что за полчаса или менее того пред этим были какие-либо постройки. После этого гроза унялась, тучи разошлись, и, как ни в чем не бывало, по-прежнему заблистало солнце на голубом небе.
Узнав о случившемся, царь Мириан в ужасе восклицал: «Велик был бог Армаз; но есть больший, сильнейший его: уж это не Бог ли христианский совершил такое чудо?» («Четьи-Минеи», 14 января).