Епископ
Избрание во епископа совершается по воле Божией
(Рассказ о своем детстве св. Ионы, архиепископа новгородского)
1. «Я остался сиротою, – так рассказывал св. Иона, в мире Иоанн, – после отца семи лет, а после матери 3 лет. Бог положил на сердце вдовице Наталии, матери Якова Дмитриевича Медоварцева: взяла она меня в свой дом, кормила и одевала, и отдала меня дьяку учиться грамоте. В училище было множество учащихся; я от бедности был тихий. В один день дети играли после вечерни; идет по улице блаженный муж; дети, кинувшись на него, бросали в него камешки и в глаза сор, а я стоял, не трогаясь с места. Блаженный, оставив детей, прибежал ко мне, взял меня за волосы, поднял выше себя и, вовсе не зная меня, назвал меня по имени: «Ванюша! – сказал он, – учись грамоте, быть тебе в Новгороде архиепископом»; потом обнял меня и убежал». Это был блаженный Михаил Клопский.
В зрелых летах Иоанн удалился в Оптину пустынь, за пятьдесят верст от Новгорода, пустынь была тогда бедная. Здесь Иоанн принял пострижение с именем Ионы. За жизнь чистую и подвижническую, братия, по смерти основателя пустыни Харитона, избрали Иону в игумена. В 1458 году новгородцы избрали ревностного игумена Иону в архиепископа Новгороду, и в феврале 1459 г. он посвящен был в Москве первосвятителем Ионою.
Из этого рассказа читатель, без сомнения, сделает тот вывод, что избрание во епископа, предсказанное за много лет прозорливым Христа ради юродивым, совершается не по воле человеческой, а Божией (см. кн. «Русские святые, чтимые всею церковью или местно», Филарета, архиепископа черниговского, ч. III, Спб. 1882 г., стр. 308–310).
2. Св. Алексий, в миру Елевтерий, впоследствии митрополит московский (1354–1378 г.), еще в юности на 13 году жизни был удостоен особого призвания Божия: один раз он раскинул сети для птиц и вдруг слышит голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом человеков!» Отрок Елевтерий решился посвятить себя на служение Богу и принял иночество с именем Алексия. 20 лет он пробыл в этой обители и сделался известен князю и митрополиту своею мудростью и духовными подвигами. По кончине митрополита Феогноста он сделался митрополитом.
Высота и ответственность епископского сана
Когда авва Амос принял патриарший престол в Иерусалим, тогда иноки из разных обителей и пустынь, по обыкновению, пришли воздать поклонение первосвятителю. «Молитесь за меня, грешного, – облобызав их, сказал патриарх, – непрестанно молитесь, отцы и братья! Великое и тяжкое бремя возложено на меня, и ужасают меня подвиги старейшинства. Я читал где-то, что Лев, первый наставник римский, 40 дней пробыл в церкви в молитве и посте, и слезно просил Бога, да простит согрешения его. Наконец, услышал глас: «Господь отпустил все грехи твои, кроме тех, которые касаются до обязанностей, возложенных на тебя рукоположением. О сем едином истязан будешь» (из кн. «Училище благочестия» Г. Мансветова, изд. 14-е. Спб. 1889 года, стр. 46).
Сила архипастырского благословения
Присутствуя при патриаршем служении, один турок по имени Ахмед, ознакомленный с христианской верой бывшей у него русской невольницей, с удивлением заметил, что из благословлявшей народ десницы святителя исходили лучи, осенявшие головы предстоящих христиан. Это чудесное видение так поразило турка, что он принял крещение, и стал христианином («Христианские мученики на востоке» священника П. Соловьева, стр. 127–128).
Чудо при посвящении епископа
Во время посвящения св. Поликарпа, епископа смирнского, свет озарил всю церковь, и некоторые видели белую голубицу, летавшую вокруг головы его. Одни видели его одетым в воинскую одежду, опоясанным поясом, вооруженным на брань; другие видели его облеченным в царскую порфиру, а одна девица видела, что он стал выше ростом, и ризы его на правом плече были красного цвета («Четьи-Минеи», 23 февраля).