Гонения
Христианин не должен быть самонадеянным, напрашиваясь на гонения
В наступившее жестокое гонение на христиан от Диоклитиана св. Григорий чудотворец, епископ неокесарийский, как сам удалился из города, так и своим пасомым советовал удалиться, если кто не чувствовал в себе силы и дарования Божия к перенесению мучений за веру Христову. «Лучше, – говорил святитель, – укрыться и ждать божественное призвание к мученичеству и небесной помощи, чем впасть в самонадеянность и, дерзновенно вступив на подвиг исповедания, подвести себя под искушение изменить вере». Так научая, св. Григорий с одним из своих диаконов вышел из города и скрывался в пустыне. Пришедшие в Неокесарию для розыска христиан, царские уполномоченные прежде всего старались найти св. Григория, который был всем известен, как глава и пастырь христианский. Не нашедши в городе, они, по указанию одного из язычников, старались поймать св. Григория на одной из близлежащих гор и так окружили ее, что никому нельзя было уйти. Видя приближение воинов, св. Григорий с сопровождавшим его диаконом стали на молитву с воздетыми руками, прося Божия защищения. И действительно, воины несколько раз проходили мимо, но их не заметили. Сходя с горы, воины рассказывали, что там никого нет, а только видели они два дерева стоящих. Такое явное покровительство Божие показывало, что удаление св. Григория из города было необходимо для блага Церкви. Вместе с тем мы видим, какую могущественную силу имеет молитва к ограждению нас от нападений вражиих (по «Четьи Минеи», 17 ноября).
Рассказы о гонении за правду
1. Св. Иоанн Златоуст, архиепископ константинопольский, был великий ревнитель правды. Не боясь гонений, по своей священной обязанности, он не мог равнодушно смотреть на пороки людей и обличал их. Разумеется, и порочные люди с своей стороны не могли равнодушно терпеть обличений проповедника правды. Злобные враги его скоро восторжествовали, – и святитель осужден был в заточение. Когда друзья его сетовали и скорбели о нем, он был совершенно спокоен и даже весел. «Не плачьте, братья мои, – говорил он, – вспомните, что настоящая жизнь наша есть путешествие, во время которого надобно переносить и хорошее, и худое». При взгляде на народ, который окружал дом святительский и наполнял церковь, сердце архипастыря исполнилось грусти. Он еще раз явился в храме, который так часто оглашался его проповедью, и, утешая печальную паству, говорил: «Сильны волны, жестока буря; но я не боюсь потопления: ибо стою на камне. Пусть свирепеет море; не сокрушит оно камня. Пусть вздымаются волны; не поглотят они корабля Иисусова. Скажите, чего бояться мне: смерти? Но мне еже жити Христос, и еже умрети приобретение. Ссылки? Но Господня земля и исполнение ее. Отнятия имения? Ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем. Христос со мною: кого же мне бояться? Пусть поднимаются волны, пусть свирепеет море, пусть восстают сильные: все это слабее паутины. Христос – моя крепость, Христос – мой камень неподвижный». Святитель сослан был в отдаленное место в Армению. Но он не только не упал духом, но даже утешал других из места изгнания. Он писал: кто сам не вредит, тому вредить никто не может. Знаменитый архипастырь должен был пешком идти в место ссылки три месяца, то при несносном жаре, то под проливным дождем, без отдыха и без перемены платья. Это наказание совершенно истощило и без того слабое его здоровье. Он приобщился святых тайн и оставил этот мир, который не был его достоин. Великий святитель был гоним за правду, – но он теперь на небе, во царствии небесном, и на нем исполнилось слово Спасителя: блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное (по «Четьи-Минеи»).
2. Св. Иоанн Дамаскин (живший в конце VIII века), ревностный защитник почитания святых икон, много пострадал от иконоборцев. У него отсечена была правая рука, которая после молитвы его пред образом Божьей Матери и после сна, последовавшего за истечением крови, чудесно приросла. Восхищенный милостью Владычицы, он воспел песнь: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь... – а тот чудотворный образ, пред которым совершилось это чудо, получил название Троеручицы («Четьи-Минеи»).
3. Но особенно и необычайно пострадали от иконоборцев два брата Феодор и Феофан, прозванные начертанными. Патриарх иерусалимский прислал их в Царьград для поддержания православия, и они мужественно исполнили данное поручение, вытерпев за благочестие многие мучения: их трижды ссылали в заточение, предварительно подвергнув мучениям, и три раза возвращали для новых истязаний. Император Феофил иконоборец приказал начертать иглами на лицах исповедников позорную надпись и отослать их в Иерусалим. Целые сутки терзали страдальцев чертившие их лица: кровь лилась ручьями; наконец, надпись была окончена. Отходя, св. страдальцы сказали мучителям: «Знайте все, кто слышит, что херувим, стрегущий рай, когда узрит на лицах наших сие начертание, отступит пред нами, предоставляя нам свободный вход в рай. Ибо от века не было такого нового мучения. И сии надписи найдутся на лицах наших и в день суда, а вам будет повелено прочитать их, по сказанному: понеже сотворимте единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40) (по «Четьи-Минеи»).
Щадя гонителей, позволительно уклоняться от гонений
Преп. Марк Арефусийский говорил: «Христианам не только надлежит заботиться о своем спасении, но и гонителей щадить, чтобы от своей враждебной злобы они не умножили себе большего наказания» («Четьи-Минеи», 29 марта).