Гордость
Высокомерие с тщеславием всегда приносили одну гибель человеку
Величался некогда вавилонский царь Навуходоносор собой, своим столичным городом и царством, расхаживая по своим царским чертогам и говоря: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия». И еще речь была в устах царя, как услышал он с неба глас: «Тебе говорят, царь Навуходоносор, царство отошло от тебя! И отлучать тебя от людей, и отымется от тебя сердце человеческое, и дастся тебе сердце звериное, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола». Тотчас и исполнялось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы выросли у него, как у льва, и когти, как у птицы. И возвратились к нему разум человеческий, сановитость, прежний вид и самое царство лишь чрез семь лет, когда он смирился пред Царем небесным, возвел очи свои к небу и благословил и прославил Всевышнего, владычествующего над царством человеческим и дающего его, кому хочет (Дан.4:26–33).
Зазнался и царь иудейский Ирод, когда, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и высокомерно говорил к народу, а народ, раболепствуя ему, восклицал: это голос Бога, а не человека… Но вдруг ангел Господень поразил ее за то, что он не воздал славы Богу, и он, будучи изъеден червями, умер (Деян.12:21–23).
Гордость под покровом смирения
Один брат пришел к авве Серапиону. Старец по обычаю советовал ему сотворить молитву, но брат отказался, называя себя грешником, недостойным и самого монашеского образа. Старец хотел омыть ему ноги; но брат не допустил его, опять представляя те же причины. Авва убедил его вкусить пищи и сам стал есть вместе с ним, потом дал ему такое наставление: «Сын мой! если хочешь себе пользы, то сиди в своей келье, будь внимателен к себе и к своему рукоделию, ибо для тебя полезнее сидеть в келье, чем выходить из нее!» Брат, выслушав наставление, огорчился и так изменился в своем лице, что это не могло укрыться от старца. Посему авва Серапион сказал ему: «Вот, сейчас ты говорил: я грешник, – обвинял себя, как недостойного жизни, а теперь так рассердился, когда я с любовью давал тебе совет мой! Если хочешь быть смиренным, то учись великодушно переносить обиды от других и удерживайся от празднословия» («Достопамятное сказание о подвижничестве святых и блаженных отцов»).
От самомнения и добродетельные падали
«Раз ангел показал мне, – говорит преподобный Арсений, – храм и двух мужей, которые силились внести в него бревно. Они несли дерево не в длину, а уставя его поперек двери, и потому никак не могли войти в храм». «Кто же они?» – спросил ангела Арсений. «Это те, – отвечал ангел,– которые делают добро с гордостью и не хотят ходить в смирении путем духовным: они необходимо остаются вне царствия небесного» (Пролог, декабря 5-го).