Источник

Священнослужители

См. еще Пастырь.

О Богоучрежденности церковной иерархии, или священства.

I.

1. Свидетельства слова Божия о первоначальном установлении священства на земле: И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Афамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия (Исх.28:1–2). А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство. И Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне (Исх.29:29,44). Аарону [же] и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти (Числ.3:10).

2. Как поставлялись ветхозаветные священники? И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою; и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его приведи, и одень их в хитоны, и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их (Исх.40:12–15). И сделай миро для священного помазания, помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне (Исх.30:25,30).

3. Время, на какое Бог установил на земле священство из людей: И опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу во веки (Исх.29:9). И помазание их посвятит их в вечное священство в роды их (Исх.40:15).

4. Почему прекратилось Аароново священство? Потому, что оно было несовершенно.

Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью; и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах (Евр.5:1–3).

Если бы совершенство достигалось посредством левитского священства (ибо с ним сопряжен закон народа), то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому, что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (Евр.7:11–12,19).

Если бы Он [Иисус Христос] оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе (Евр.8:4–5).

II.

1. Свидетельства слова Божия о священстве Иисуа Христа: Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:14–15). Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; и как в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, и был наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр.5:4–6:10).

2. Превосходство священства Христова пред священством Аароновым: Те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою – потому что о Нем сказано: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», – то лучшего завета поручителем соделался Христос. Притом, тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников, и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Самого Себя. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях (Евр.7:1–28, Евр.8:1–2,6).

3. В чем именно выполнил Иисус Христос Свое первосвященническое служение на земле? Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести (Евр.8:3). Так Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр.9:28).

Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже! Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону) Ты не восхотел и не благоизводил, потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже! Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принесши одну жертву за грех, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр.10:5–14).

Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2. Ср. 2Кор.5:21).

4. Вечное первосвященство Иисуса Христа не делает излишним в Новом завете существования на земле священства из людей: Ибо подобно тому, как Иисус Христос был Учитель (Мф.23:8) и однако поставил в Церкви учителей из людей (1Кор.12:28; Еф.4:11); был Сам наставник (Мф.23:10) и кроме того поставил особых наставников (1Кор.4:15; Евр.13:7,17); Сам был пастырь (Ин.10:11,16) и поставил еще иных пастырей (Еф.4:11; 1Петр.5:1–5): так, будучи Первосвященником, Он установил в Своей Церкви и священство из людей.

5. Пророчества о новозаветном священстве: И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием (Иер.3:15). И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться, говорит Господь (Иер.23:4). Так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы (Иер.33:17–18). Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются (Пс.131:9,16).

6. В Новом завете действительно не отменено, а установлено новое священство. Апостол Павел говорит: «С переменою священства надлежит быть перемене и закона» (Евр.7:12); значит, с пришествием Иисуса Христа священство на земле не уничтожилось, так как оно по мысли Божией должно существовать вечно (Исх.29:9), а только переменилось: в Ветхом завете священство было от Аарона и поручено было одному только роду Ааронову; в новом завете священство идет от Христа и не поручено одному какому-либо роду; теперь священником может быть человек из всякого рода и сословия. «Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими [злыми] виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21:40–41).

Примечание. Под виноградником нужно разуметь Церковь ветхозаветную и новозаветную. Злые виноградари суть ветхозаветные священники и первосвященники времен Иисуса Христа, как видно из Лк.20:19. Другие виноградари – это новозаветные виноградари, т. е. апостолы и их преемники – епископы и священники. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14). Отсюда также ясно и то, что во время апостолов существовало рукоположенное священство.

7. Кому именно Иисус Христос вручил священство в новом завете? Избранным апостолам и их преемникам. Вот Я посылаю вас (Мф.10:16. Ср. Лк.10:1–3). Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:19–20). Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1Кор.4:1). Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом по сколько каждому дал Господь. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (1Кор.3:5,9). Итак, мы – посланники от имени Христова (2Кор.5:20). Но во всем являем себя как служители Божии (2Кор.6:4. Ср. 1Тим.1:7).

8. Кто суть преемники апостольские и каковы они должны быть?

а) Епископы. Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен и т. д. (1Тим.3:1–2. Ср. Флп.1:1). Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбив (Тит.1:7).

б) Пресвитеры (священники). Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян.14:23). Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит.1:5). Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне (Иак.5:14).

в) Диаконы. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы… (1Тим.3:8. Ср. Флп.1:1. Чит. Деян.6:1–6; Деян.21:8).

Примечание. Итак, епископство, пресвитерство и диаконство суть три степени священства в Новом завете.

9. Поставлять епископов, пресвитеров и диаконов должно чрез рукоположение: В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители… Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян.13:1–3). Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. (Деян.14:23).

10. Кому исключительно принадлежит право рукополагать?

а) При апостолах оно принадлежало только им одним: Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию, и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Ниванора, к Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили пред апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян.6:2–6. Ср. Деян.13:1–3). По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (2Тим.1:6).

Примечание: Итак, братии принадлежало, право только выбирать и предоставлять кандидатов на священные должности; а рукополагать братия не имели права. Когда после проповеди диакона Филиппа уверовали самаряне, то для рукоположения были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн потому, очевидно, что кроме апостолов никто не имел права возлагать рук. (Чит. Деян.8:5–7).

б) Апостолы передали это право и своим преемникам – епископам, которых они ставили на свое место: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит.1:5). Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1Тим.5:22).

11. Сила этого рукоположения. Чрез рукоположение сообщается поставляемому лицу особый дар Духа Святого для священного служения: по сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (2Тим.1:6). Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству возложением рук священства (1Тим.4:14).Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, принес им деньги (Деян.8:17–18).

12. Власть, данная апостолам и их преемникам: И Я говорю: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царствия небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф.16:18–19. Ср. Мф.18:18, Ин.20:21–23). Из Милита же послав в Ефес, он [апостол Павел] призвал пресвитеров Церкви. И когда они пришли к нему, он сказал им: …внимайте себе и всему стаду, котором Дух Святой поставил вас пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею (Деян.20:17–28. Ср. 1Петр.5:1). Для того я и пишу, сие в отсутствии, чтобы не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению (2Кор.13:10. Ср. 2Кор.10:8).

В частности только апостолам и их преемникам Иисус Христос вручил право:

а) учить народ и проповедовать: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф.28:19–20; сн. Мф.10:1–16, Лк.10:1–16). Проповедуй сие и учи. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16). Проповедуй слово, настой во время и не во время; обличи, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2Тим.4:2);

б) заблуждающихся и противящихся обличать и наказывать: Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста… По сей причине обличай их строго (Тит.1:7,9–11,13). Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя (Тит.2:7–8,15). Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и, теперь отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу (2Кор.13:2. Ср. 2Кор.13:10);

в) священнодействовать: В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян.13:1–2). Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Когда пойдешь, принеси фелонь (2Тим.4:11,13). Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати, быть служителем Иисуса Христа у язычников, и совершать священнодействие благовествования Божия (Рим.15:15–16). Все же от Бога Иисусом Христом, примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения (2Кор.5:18. Ср. 2Кор.3:6–9; Рим.12:7);

г) управление церковью и суд церковный: Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим.3:14–15). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (1Тим.5:17. Ср. Деян.23:5). Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1Тим.5:19).

13. Для чего им дана таковая власть? И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:11–13). Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1Тим.4:16).

14. Как долго имеет существовать священство на земле? И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин.14:16). Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).

Имена и названия священнослужителей

Ангелы церкви: Семь звезд суть ангелы семи церквей (Откр.1:20).

Благовестники: Будь бдителен во всем, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2Тим.4:5).

Блюстители: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел кровью Своею (Деян.20:28).

Воины Господни: Укрепляйся, сын мой, в благодати и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим.2:13).

Вестники Господни: Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал.2:7).

Домостроители тайн Божиих: Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих; от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным (1Кор.4:1–2).

Делатели: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господа жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф.9:37–38; Лк.10:2). Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2Тим.2:15).

Епископы: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив (Тит.1:7).

Ловцы людей (во спасение): Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков (Мк.1:17)

Люди Божии: Ты, человек Божий, преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1Тим.6:11).

Пастыри: Дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием (Иер.3:15). Поставлю пастырей, которые будут пасти овец, и они уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться, говорит Господь (Иер.23:4). Пастырей ваших умоляю я, сопастырь: пасите Божие стадо, какое у вас есть, надзирая над ним непринужденно… (1Петр.5:1–2).

Посланники: Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас (2Кор.5:20).

Пресвитеры: Рукоположивши пресвитеров к каждой церкви, апостолы помолились с постом и предали их Господу (Деян.14:23). Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне (Иак.5:14).

Проповедники: Для благовестия я поставлен проповедником и учителем язычников (2Тим.1:11).

Рабы Божии: Рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобливым, с кротостью наставлять противников (2Тим.2:24–25). Мы не себя проповедуем, но Господа; а мы рабы ваши для Иисуса (2Кор.4:5).

Свидетели: Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел, и что Я открою тебе (Деян.26:16).

Священники: Вы будете называться священниками Господа, будете пользоваться достоянием народов (Ис.61:6).

Служители Божии: Во все являем себя как служители Божии (2Кор.6:4–10). Бог дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2Кор.3:6). Церкви я сделался служителем по домостроительству Божию (Кол.1:25).

Соработники Бога: Мы – соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение (1Кор.3:9).

Стражи: И поставил Я стражей над вами (Иер.6:17). Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь вразумлять их от Меня (Иез.3:17).

Учители: Глаза твои будут видеть учителей твоих, и уши твои будут слышать слово: вот путь, идите по нему (Ис.30:20–21). Христос поставил одних апостолами, иных пастырями и учителями, к совершениюо святых, на дело служения (Еф.4:11–12).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle