Причащение
Чаша жизни
1. Без святого причастия Христовых тайн человек то же, что дерево без соков жизни. Приобщаясь чаше, мы приобщаемся Самому Христу, у Которого источник живота, приобщаемся к Его божественной жизни.
2. «Когда ты приступаешь к страшной чаше, – пишет св. Иоанн Златоуст, – приступай так, как бы ты пил от самого ребра Христова».
Любовь Божия в таинстве причащения
Как пшеница страждет в жерновах, и под рукою хлебоделателя, и в разжженной пещи, да будет хлеб, укрепляющий сердце человека; как кровь гроздова страждет в утеснении точила, да будет вино, веселящее сердце человека; так благоволил воплощенный Сын Божий предать тело Свое на разнообразные страдания елеонские, иерусалимские и голгофские, допустив многострадательно источить кровь Свою в предкрестных и крестных мучениях, дабы в них уготовать нам пищу и питие жизни и врачевания, бессмертия и блаженства (Филарет (Дроздов), митрополит московский).
Как тело Христово пребывает целым в таинстве причащения?
«Каким образом, – спросишь, – прославленное тело Спасителя, пребывая с душою, как учит Св. Писание, одесную Бога Отца и не будучи вездесуще, может находиться на каждом св. жертвеннике, и, с другой стороны, как Его же тело и кровь, непрестанно раздаваемые, не подлежат умалению?» – А как, возлюбленный, светит солнце? Вездесуще ли оно? Нет. Оставляет ли оно когда-либо свое место на небе? Никогда. А между тем свет и теплота от солнца везде, везде жизнь и радость. Ибо вчера ли, или с третьего дня начало светить солнце? Нет, со времени этого более семи тысяч лет. Однако же, солнце не умаляется в своем круге, не истощается в своей силе. Итак, вот, можно сказать, с неба ответ на вопрос твой! Что возможно солнцу, то трудно ли для Того, Кому легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу? Этот же пример солнца может объяснить сравнительно и то, как тело Христово пребывает целым, хотя хлеб в таинстве евхаристии раздробляется и разделяется непрестанно: ибо возьми зеркало и поставь против солнца – в нем отразится весь круг солнца; разбей зеркало, и возьми какой угодно из осколков его, и поставь против солнца, – опять увидишь в нем весь круг солнца (Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский).
Образы и сравнения для некоторого приближения к нашему пониманию догмата о пресуществлении св. тайн (из Творений св. Димитрия Ростовского)
1. «Если удивляешься тому, как тот же Христос – и на трапезе, и на небесах, – то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос – в то же время и на небе, и на земле – в пречистых тайнах, как один всемогущий и всесильный, и на небе истинно по естеству, и на земле властью Божества, совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно превыше ума человеческого.
2. «И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подается верным равно целый, не меньший в одной части и не больший в другой, – удивляйся же и тому, как один мой голос и у меня в устах, и в ваших ушах есть один и тот же голос.
3. «И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении тайн, когда раздробляется Агнец, и как во всякой части есть целый и совершенный Христос, – удивляйся и сему, как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале.
4. «Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает вовеки, – удивляйся и сему, как, зажегши одною свечою другие свечки ты не уменьшаешь чрез это светлости первой свечи.
5. «И если спросишь о том, как Христос, вшедши вовнутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается, то и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли чрез это, или нет? Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворенные и твердо заключенные.
6. «И если удивляешься, как в такой малой части тайн – весь полный и целый Христос, то дивись и сему, как в таком малом зерне зрачка твоего вмещаются и им объемлются такие великие города. Но узнав сие, ты не испытывай неиспытуемого таинства, а с несомненною верою и сердечною любовью воздавай благодарение страшному и сильному и всемогущему Царю и Богу Вседержителю, и делами и умом, за неисповедимые дары Его» (Творения св. Димитрия Ростовского, ч. 5, стр. 115).