Скорби
Мысли о терпеливом перенесении скорбей
1. «Скорбь можно сравнить с горьким лекарством, которое, если завернуть или закатать в терпение, легко можно проглотить; но когда, по негодованию, станем его жевать, оно оказывается отвратительным и несносным».
2. «Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердца» (Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский).
3. «Золото жгут, дабы оно сделалось чище, а праведников Бог поражает скорбями для того, чтобы возвысить их святость» (Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский).
4. «Все скорби земные против наслаждения будущей жизни суть не что иное, как мгновенная боль от укушения малого насекомого» («Цветник духовный»).
5. «Пластырь, прикладываемый к ранам, тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенный с язвы, не сделает больному пользы. То же можно сказать и о скорбях: нетерпеливое перенесение скорбей может сделать их недействительными, бессильными достигнуть благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются» (Филарет (Гумилевский), архиепископ черниговский).
6. «Внушайте сколько угодно дитяти, держащему в руках своих острое орудие, чтобы оно не сделало себе им какого-либо вреда, но если не лишите его этого орудия, то все ваши наставления, все даже угрозы останутся тщетными. Так и Бог остается иногда принужденным отнять у человека здоровье, стяжания и прочие блага, когда человек, пользующийся ими, не слушая ни упреков совести, ни увещаний закона, обращает их во вред себе».
7. Скорби – это удица, которою Спаситель нас ловите для царства небесного; это Его невод, которым Он влечет нас на небо; это узы, которыми Он привязываете нас к Себе из любви к нам («Цветник духовный»).
8. Худой признак для больного, когда врач уже позволяете ему есть и пить все, что ему угодно: видно, врач уже отчаялся в его выздоровлении и считаете его неизбежною добычею смерти. Так же точно поступает и Бог с грешником, который не умел пользоваться дарами Его благости. Он попускает тогда нам делать все, что нравится нашей чувственности (Пс.80:12–13; Рим.1:21–24).
9. Когда отец оставляете сына без наказания и попускаете ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя. Так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости, и не иное что такому последуете, как терпеть на себе вечный гнев Божий (св. Тихон Задонский).
10. Скорбь или страдание есть болезненная, но спасительная операция, которою Врач души снимает с нее грубые наросты, и в этом смысле наказание человека, отнятие у него благ, посещение его скорбями, лишениями, болезнями есть выражение Божественной любви к страждущему, подобно тому, как любовь родительская заставляет отца или мать отнимать у дитяти опасные игрушки и вредные лакомства, несмотря на его вопли и слезы («Цветник духовный»).
11. Как иногда телесный врач внедрившуюся в тело и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет железом и причиняет искусственную боль, чтобы излечить болезнь, – подобно сему Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтобы исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям (Филарет (Дроздов), митрополит московский).
12. Овцы имеют ли право жаловаться, когда пастух гоняет их с места на место, даже наказывает, желая отдалить от пропасти, в которую они легко упасть могут? Имеем ли право и мы роптать на Отца небесного, если Он для удаления нас от грехов посещает нас скорбями и напастями? («Цветник духовный»).
13. Как семена имеют нужду в дожде, так мы – в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, – чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового (Иоанн Златоуст).
Тесен путь любящих Бога
«Замечательное явление в природе: когда посадишь растение в большой широкий горшок или в кадку, растение сильно идет в корень: оно толстеет, дает много разветвлений, и дерево худо растет вверх, дает немного и небольшие листья и цветы; а когда посажено в малый горшок, когда корень бывает малый, растение быстро возрастает вверх, дает хорошие листья и цветы (если растение производит цветы).
Не так ли бывает с человеком? Когда он живет в просторе, изобилии и довольстве, тогда он растет в чрево свое и не возрастает духом ввысь, не приносит плодов – добрых дел; а когда живет в тесноте, в бедности, в болезнях, в напастях, в скорбях, словом – когда животная сторона его подавляется, тогда он духовно возрастает, произращает цветы добродетелей, зреет и приносит богатые плоды. Потому-то тесен путь любящих Бога» (из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. Кронштадтского Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1, 1892 г., стр. 157).
Скорбь приносит величайший плод
Величайший плод происходит от скорбей. А какой этот плод – посмотрим. Ведяще, – говорит апостол, – яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим.5:3–5). От этого происходит тот величайший плод, что человек, подвергающийся скорбям, делается более крепким. Как из дерев те, которые стоят в местах тенистых и безветренных, бывают хотя цветисты по виду, но изнеженны и слабы и скоро повреждаются от всякого напора ветров, а те, которые стоят на высоких вершинах гор, колеблются многими и великими ветрами, переносят частые перемены воздуха, потрясаются жесточайшими бурями и засыпаются обильным снегом, бывают крепче всякого железа; подобно как и тела, воспитываемые во многих и различных удовольствиях, украшаемые нежными одеждами, часто омываемые и намащаемые с излишеством, изнеживаемые разными родами пищи, делаются совершенно негодными к подвигам благочестия и к трудам и достойны величайшего наказания; так точно и души те, которые ведут жизнь чуждую бедствий, наслаждаются удовольствиями, приятно занимаются настоящими предметами и жизнь беспечную предпочитают терпению скорбей для царства небесного, бывают нежнее и слабее всякого воска и готовятся в пищу вечному огню; а те, которые подвергаются опасностям, трудам и бедствиям для Бога и воспитываются в них, бывают крепче самого железа или тверже адаманта, от частого перенесения бедствий делаясь неодолимыми для нападающих и приобретая некоторый непобедимый навык к терпению и мужеству. И как те, которые в первый раз вошли на корабль, чувствуют тошноту и головокружение, смущаясь и испытывая неприятное ощущение и подвергаясь умопомрачению; а те, которые часто и долго бывали на морях, плавали по бесчисленным волнам и испытывали частые кораблекрушения, смело решаются на такое путешествие: так точно и душа, претерпевшая много искушений и подвергающаяся великим скорбям, привыкши к трудам и приобретши навык к терпению, бывает не боязлива, не робка и не смущается приключающимися скорбными обстоятельствами, но от постоянного упражнения в случайностях и частого испытания разных событий делается способною переносить с великою легкостью все приключающиеся бедствия. Потому еще прежде царства и небесных венцов мы получаем отсюда величайшую награду, так как от частых скорбей душа наша делается более крепкою и помыслы становятся более твердыми. Итак, зная все это, возлюбленные, будем мужественно переносить приключающиеся печальные обстоятельства, как происходящие по воле Божией и для нашей пользы, не будем унывать и падать духом при встрече с искушениями, но, стоя со всем мужеством, будем непрестанно благодарить Бога за все оказанный нам благодеяния, чтобы нам насладиться настоящими благами и удостоиться будущих даров (Беседа св. Иоанна Златоустого на слова «Не точию же, но и хвалимся в скорбех»).