Сердце
Поле и сердце человеческое
С поля собирается во время жатвы тот же вид зерна, который был посеян во время посева. Урожай бывает более или менее обилен, смотря по благодати солнца и дождя свыше; но он не может быть обилен, если поле возделано и охраняется с нерадением. Если же поле заброшено, то на нем растут плевелы, и растут сами собой так же обильно, как будто они были со тщанием посеяны. Так бывает в жизни и с полем человеческого сердца. Мы пожинаем, по словам апостола, то, что сеяли. Оглянувшись назад, мы видим, в чем состояли наши труды. Если мы сеяли только земное, то и жатва земная. Если мы сеяли и доброе духовное семя, то мы видим и некоторые добрые плоды. Если мы забросили поле, то оно заросло плевелами. Всемогущий Боже! Сподоби нас сотворить посев в покаянии, и вере, и любви, и послушании, дабы удостоиться жатвы святости и радования, по Твоему милосердию, в Господе Иисусе Христе (из «Сборника кратких благоговейных чтений» графа П. Валуева, стр. 95–96).
Сердце и источник
Видим, что, хотя и чистая вода имеется в ключе, однако ж бывает на дне его тина или грязь. Так в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота; как смердящая тина и зловоние, там кроется гордость и высокоумие, там сребролюбие, там гнев, злоба и зависть, там скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе познается на дне его имеющаяся нечистота тогда, когда жезлом или иным каким орудием в дно его ударяется: тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и бывает мутна. Так нечистота страстей и злой нрав, во глубине сердца человеческого лежащий, во время искушения и соблазнов познается (из кн. «Сокровище духовное» св. Тихона Задонского, ч. 2).
Сосуд полный и пустой напоминают о сердце человеческом
Сердце подобно сосуду. Сосуд полный и исполненный водою или другим чем ничего иного в себе не вмещает. Напротив того, сосуд праздный удобен к восприятию всего. Поэтому люди опорожняют сосуд, когда другое что хотят в него влить или положить. Так и сердце человеческое. Когда оно не имеет в себе прихотей мирских и плотских, удобно к восприятию Божьей любви, а когда любовью мира сего и плотскими похотьми и греховными пристрастиями наполнено, тогда любовь Божия в него вместиться не может. Сребролюбием, самолюбием, славолюбием, сластолюбием, гневом и памятозлобием, завистью, гордостью и прочими беззаконными пристрастиями исполненное сердце как может вместить в себя любовь Божию? Кое бо причастие свету со тмою (2Кор.6:14)? (Из кн. «Сокровище духовное» св. Тихона Задонского, ч. 4).