Милосердие, милостыня
Мысли о милосердии к ближнему
1. «Как у входящей царицы никто из стражей, приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все тотчас принимают ее, так точно бывает и с милостынею. Она поистине есть царица, делающая людей подобными Богу. Будите убо, сказал Господь, милосерди, яко же Отец ваш небесный милосерд есть (Лк.6:36); она легка и быстролетна, имеет золотые крылья и полет, услаждающий ангелов; у ней, говорит псалмопевец, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата (Пс.67:14): она летает как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким оком; нет ничего прекраснее этого ока» (св. Иоанн Златоустый).
2. «Как хлебное зерно, упав в землю, обращается в прибыль бросившего, так хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (Творения св. Василия Великого, т. 4, стр. 88).
3. Каждая слеза бедного, которою подарит тебя благодарность, будет сиять для тебя за гробом алмазом бесценным; каждая слеза, которую заставит его пролить твоя холодность к нему и жестокосердие, упадет на душу твою каплею огненного пред престолом Бога.
Милостыня – сеяние
1. Сеющий, тратя семена на сеяние, нимало не думает, что истощает тем себя, подрывает свой достаток и лишает себя возможности удовлетворять своим нуждам. Напротив, сея, он чает обогатиться, расширить свои способы и отвратить нужды. Так и ты: сей милостыню, не давая входа мысли, что, выпуская монету из рук или отдавая вещь, ты лишаешь чего-нибудь себя. Ты не тратишь, а приобретаешь, – нe умаляешь, а умножаешь, – не даешь, а получаешь (епископ Феофан Затворник).
2. Сеющему, когда бросает семена в землю, и на мысль не приходит, что он бросает их даром, ни к чему, не в прок; напротив, он уверен, что земля не только сохранит вверенные ей семена, но и принесет плод от них сам-тридцать и даже сам-сот. Так и ты: щедро сей милостыню; веруя, что руки бедных суть самые верные хранители твоих избытков и самые тучные и усыренные почвы, на которых и малое сеяние благотворения твоего принесет обильный плод во время свое (епископ Феофан Затворник).
3. Сеющий, сколько бы ни сеял, не скорбит и не тужит: напротив, чем более засеет, тем веселее и благонадежнее бывает. Так и ты: чем обильнее твое подаяние, чем шире круг твоего благотворения, тем более радуйся и веселись. Придет время, Мздовоздаятель изведет тебя на удобренное, засеянное и оплодотворенное благотворительностью поле жизни твоей, и возвеселит сердце твое, показав стократно умноженное жито правды твоей (епископ Феофан Затворник).
Сила милостыни
1. Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня – уничтожать нечистоты душевные (св. Иоанн Златоуст).
2. Милостыня есть превосходная художница и покровительница упражняющихся в ней; ибо она любезна Богу и находится близ Него, легко испрашивая милость тем, кому хочет, только бы мы не оскорбляли ее; а она оскорбляется тогда, когда мы делаем ее из похищенного имущества; если же она чиста, то доставляет великое дерзновение воссылающим ее к Богу. Сила ее такова, что она умоляет даже за падших и согрешивших. Она разрешает узы, разгоняет мрак, погашает пламень, умерщвляет червя, избавляет от скрежета зубов. Для нее беспрепятственно отверзаются врата небесные. Она легка и быстролетна и предстоит престолу царскому. Когда мы подвергаемся суду, она внезапно прилетает, является и избавляет нас от наказания, осеняя своими крыльями. Богу она угодна более жертвы, о ней Он часто беседует, – так она любезна Ему! Сиру и вдову, говорит псалмопевец, Господь приимет (Пс.145:9). Ее именем Сам Бог любит называться: щедр и милостив Господ, долготерпелив и многомилостив и истинен (Пс.144:8; Числ.14:18); милость Божия по всей земли (Пс.56:12; Пс.102:11). Она спасла род человеческий; ибо если бы Бог не помиловал нас, то все погибло бы; она примирила нас, бывших врагами; она доставила нам бесчисленные блага; она побудила Сына Божия сделаться рабом и истощить Себя. Будем же, возлюбленные, ревновать той, которою мы спасены; будем любить ее, предпочитать ее богатству и без богатства предпочитать душу свою милосердию. Ничто столько не отличает христианина, как милостыня; ничему столько не удивляются неверные и все, как делам милосердия (из 32-й бес. св. Иоанна Златоуста на посл. к евр.).
Милостыня и смирение
1. Будь подобен ручью, напояющему своею влагою злых и добрых, – благодетельствуй всем, как ручей, но не шуми, подобно ему, о своем благодеянии.
2. Уподобляйся трубе, когда говоришь о добре, полученном от других, греми о нем. Будь подобен могиле в отношении к добру, тобою оказанному ближним, – безмолвствуй.
3. Вот течет ручей: он таится в кустарник и посредством сокровенных путей своею влагою питает растения, возникающие на брегах его. Это – кроткая и смиренная душа, которая втайне благотворит ближним, не желая, чтобы мир трубил о ее добродетелях («Цветник духовный»).