Гробокопательство
Грозный суд Божий над гробокопателями
При жизни св. Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил великий грешник, – гробокопатель, обкрадывавший мертвецов. Однажды, узнавши о погребении в одном уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его св. Андрей и, предузнавши его нечестивое дело, начал уговаривать его не делать сего, угрожая в противном случае наказанием Божиим. Но дерзкий вор не обратил на совет св. Андрея никакого внимания и пошел туда, куда задумал. Отваливши камень от пещеры, в которой погребена была девица, он раскрыл гроб ее, снял с нее саван, затем драгоценную одежду, а наконец даже не устыдился и совсем обнажить ее и взял последнюю рубашку. Но в ту самую минуту, когда он оканчивал свое ужасное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и, к невыразимому ужасу дерзкого гробокопателя, правою рукою ударила его по лицу, отчего он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! –сказала она ему, – хоть бы ради стыда ты оставил мне последнюю из одежд; но не будешь же отселе красть никогда. И с этих пор узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть суд и будет воздаяние по смерти».
Ослепший после этого волей-неволей оставил свое преступное ремесло и начал кормиться подаянием; жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, – говаривал он иногда, – ненасытная жадность моя; тебя ради я получил эту ужасную слепоту; худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством!» – часто восклицал он. Но, увы, прошедшее невозвратимо! («Пролог», 5 октября).
В житии св. Софрония, патриарха иерусалимского († 644 г.) повествуется следующее: у св. Софрония, когда еще он не был патриархом, и у друга его, пресвитера Иоанна, был обычай и старание каждый день найти для себя какое-либо назидание. И вот, когда они странствовали по разным местам и были в Александрии, с ними был такой случай: однажды в полдень они находились около места, Тетрафил называемого; неподалеку от них сидели три слепца и вели между собою беседу о причинах своей слепоты; первые два сказали, что они лишились зрения от своей неосторожности; третий же рассказывал о себе следующее: «Когда я был молод, то не любил трудиться, а любил жить в лености: но так как я был сластолюбив и не имел, чем питаться, то стал и делать много зла. В один день вижу я – несут мертвеца, покрытого хорошими одеждами; я пошел за покойником, чтобы узнать, где положат его. Пришедши ночью, я открыл гроб и снял с мертвого все, оставив на нем только один хитон; когда я выходил из гроба, злой помысл сказал мне: «Воротись, возьми и хитон, ибо он очень хорош». И воротился я, окаянный, намереваясь снять хитон и оставить мертвеца нагим. Вдруг мертвец задвигался и сел предо мною, протянув руки, пальцами своими он ободрал мне лицо и выколол оба глаза. Тогда я, окаянный, от страха и болезни едва вышел из гроба. Вот как ослеп я» (см. кн. «Избранные из житий святых чудеса и видения…» Изд. 2, 184–185).