Мощи
Благоговейное отношение древних христиан к мощам св. мучеников
Во время гонения Декиева некто Исидор был приведен к Нумериану, правителю одного острова, и обвинен пред ним, как христианин. После многих ласк и угроз, долгих страданий, когда святой мученик остался непоколебим в своей вере, Нумериан повелел немедленно отдать его на съедение зверям.
Святое обыкновение христиан уносить тела мучеников и избавлять их от позора было общим у верных, и правительство знало об этом, почему Нумериан не велел воинам оставлять без внимания раздробленного тела св. Исидора, а смотреть издали: не придет ли кто за ним из христиан? Такая предосторожность могла указать ему на таких христиан, которые не были известны ему; ибо он уверен был, что они ни в каком случае не оставить тела страдальца на поругание язычникам.
Меропия, впоследствии мученица, издали наблюдала как за телом мученика, так и за воинами, приставленными к нему. Пламенно желая иметь у себя мощи страдальца, она решилась приобресть их, хотя бы это стоило самой жизни. Твердо уверенная в святости своего дела, уповая на помощь Божию, она взяла рабынь своих, вышла с ними ночью тайно с тем намерением, чтобы веять святые останки мученика. Богу угодно было, чтобы стражи не заметили ее, и она свободно и беспрепятственно принесла их в дом свой. Этот случай открыл в святой деве и самоотвержение.
На другой день Нумериан спросил о теле мученика и узнал, что оно было взято тайно христианами. Он приказал связать стражей, заковать их в железные оковы и, водя по городу, бить нещадно. Наконец, после многих пыток, объявлено было, что, если они к известному сроку не найдут виновников похищения, то будут убиты мечом. Сердце святой Меропии исполнилось жалостью и состраданием, когда она услышала обо всем этом; а когда узнала, что головы им будут отсечены, то решилась спасти их, хотя они были и нечестивые. «Если эти люди, – говорила она себе, – страдают так за меня, если им безвинно будут отсечены головы, то горе мне будет на страшном суде Божием. Горе мне виновной в смерти стольких людей». «Друзья, – сказала она, – тело, которое вы стерегли, я взяла в то время, когда вы спали». Нужно ли говорить о радости воинов, осужденных на смерть? Забыв услугу мученицы, они, вместо благодарности, тот же час с ругательствами схватили ее и немедленно представили пред игемона Нумериана. «Вот та, – сказали они ему, – которая похитила тело мертвеца». Нумериан спросил ее: «Правда ли это?» – «Правда», – отвечала она.
Осыпав Меропию ругательствами, Нумериан немедленно повелел мучить ее самыми лютыми муками. После многих и долгих страданий она предала душу свою Богу; пламенно желавшая иметь мощи святого мученика, она сама соделалась мученицею, омыв тело свое кровью и представив его непорочным Богу.
Из приведенного примера ясно видно, как относились к мощам св. угодников Божиих древние христиане, ближайшие последователи Господа Иисуса («Воскресное чтение», 1890 г., № 3).
Господь отличает особой милостью Своею мощи святых
1. Когда тело святого священномученика Иоанна с усеченной главой некоторое время оставалось не погребенным, то над ним были видны как бы горящие лампады и столб огненный, и три светоносных мужа пели в это время священные стихиры («Четьи-Минеи», июня 2-го дня).
2. Когда некто Мариам хотел взять для погребения долго лежавшее без погребения тело святого мученика Никиты и вышел для того ночью из дома тайно, чтоб не попасть самому в руки язычников, пред ним явилась весьма светлая звезда, которая все время шла впереди него; дойдя же до того места, где лежало честное тело мученика, звезда эта остановилась и тем указала местонахождение честнаго тела мученика («Четьи-Минеи», сентября 15-го).
3. Гликерий, ученик священномученика Лукиана, весьма сокрушался о том, что тело его учителя язычники бросили в море. И вот, по истечении уже 30 дней, Гликерий в сонном видении увидел святого Лукиана, который повелел ему идти на берег моря и, взяв там честное тело его, предать погребению. Придя же на берег моря, Гликерий увидел, что несколько дельфинов (дельфин – весьма большая морская рыба) несут на спинах своих тело священномученика. Обрадованный Гликерий исполнил все по завету учителя своего («Четьи-Минеи», октября 15-го).
4. Много было и таких случаев, что тела святых, под влиянием особой благодати Божией, как живые проявляли духовные силы свои на помощь и утешение верующим. Так, когда честные мощи святого Иоанна Златоустого из Коман были принесены в особую церковь, то святитель, как живой, громко сказал: «Мир вам» («Четьи-Минеи», января 27-го).
5. Когда некий Онисифор, приставленный к мощам святого великомученика Димитрия, соблазнившись, стал красть свечи, которые возжигали пред мощами, и продавать их, то святой великомученик в сонном видении обличил его в этом. Когда же, не внявши этому, Онисифор однажды снова протянул руку, чтоб похитить свечу, то голос из раки великомученика грозно спросил его: «Снова ты крадешь?» («Четьи-Минеи», октября 26-го).
6. Честное тело священномученика Василия, поверженное на съедение птицам и зверям, по распоряжению Божию, хранил ночью волк, а днем парил над св. мощами орел; тот и другой отгоняли от них плотоядных зверей и птиц до тех пор, пока христиане не погребли их («Четьи-Минеи», марта 7-го дня).
7. Над св. телами мучеников Павла и Иулиании летали птицы и не давали сесть на них мухам («Четьи-Минеи», марта 4-го дня).
Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых
1. О перенесении мощей св. мученика Вавилы рассказывается следующее: «Сошлись от мала до велика мужеский пол и женский, юноши и девы и старцы, и с торжеством, пением и ликованием понесли мощи св. мученика Вавилы от места, называемого Дафны, и внесли в Антиохию. В Антиохии же был идол бога Аполлона, в котором жил бес и давал спрашивавшим его людям различные ответы. Когда же внесли мощи святого, бес и идол сейчас умолкли, и ложь обличена была истиной» (Четьи-Минеи», 4 сентября).
2. «Близ Александры было место, называемое Мануфины, на котором было древнее капище и жилище бесовское. Место это было страшно, потому что там много жило нечистых духов. Когда же св. Кирилл, патриарх александрийский, принес на то место св. мощи мучеников Кира и Иоанна, то тотчас же ушла оттуда вся бесовская сила» («Четьи-Минеи», июня 28-го).
3. При обретении св. мощей Феодосия Печерского, в полночь, видна была заря над пещерою и множество горящих свечей («Четьи-Минеи», 12 февраля, «Патерик Печерский»).
4. Св. мученица Агафья после истязаний и претерпенных мучений за имя Христова была отведена в темницу в городе Катании, где и скончалась (III в.). Граждане катанские предали погребению тело ее и бедную одежду, которую она обыкновенно носила, положили на ее гробе в память об ее смирении. В годовщину кончины св. мученицы, когда последовало извержение огнедышащей горы Этны, близ города Катании, устрашенные жители города, верующие и язычники, взяли одежду св. Агафьи с гроба ее и держали ее против огненного потока… и бедстве миновало город (из кн. «Жития святых» архиепископа Филарета Гумилевского, февраля 5-го дня, стр. 42–43).
5. Св. Никита, епископ новгородский, скончался 1108 г. января 30-го дня; св. мощи его открыты были в 1553 году. Лицо святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул навеки. Облачение его, остававшееся в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте: его составляли фелонь, епитрахиль, поручи и палица штофные, кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевою опушкою… По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до десяти больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя: преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него (из кн. «Жития святых» архиепископа Филарета Гумилевскаго, января 30-го дня, стр. 313).