Источник

Спасение

См. еще Жизнь – О жизни вечной.

Спасение происходит от Бога: Только в Боге упокоивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое (Пс.61:2–3). Ко Мне обратитесь, и будете спасены (Ис.45:22). Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов (Лк.2:30–31).

Бог приготовлял спасенье от вечности: Бог избрал нас прежде создания мира, определил к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа (Еф.1:4; 1Фес.5:9).

Бог называется

а) Спасителем: Бог мой – скала моя; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня (2Цар.22:3). Спаси нас, Боже, Спаситель наш! (1Пар.16:35) Помоги нам, Боже, Спаситель наш (Пс.78:9). Я – Господь Бог твой, Спаситель твой (Ис.43:3). Возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем (Лк.1:47). Единому, премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть во все века (Иуд.1:25);

б) Богом спасения: Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего (Пс.24:5). Восстанови нас, Боже спасения нашего (Пс.84:5). Ты забыл Бога спасения твоего (Ис.17:10). Я буду уповать на Бога спасения моего (Мих.7:7), буду величаться о Боге спасения моего (Авв.3:18).

Спасение совершается чрез Господа нашего и есть в Нем едином: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин.10:9). Я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою (2Тим.2:10), ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4:12).

Господь – Спаситель: Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой (Ис.62:11). Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий (Зах.9:9). Сказал ангел пастухам: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк.2:11). Его возвысил Бог в Начальника и Спасителя (Деян.5:31). Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего (Флп.3:20). Отец послал Сына Спасителем миру (1Ин.4:14).

Господь

а) есть вождь и виновник спасения: Надлежало, чтобы Тот, для Которого все, и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил чрез страдания (Евр.2:10). Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр.5:8–9);

б) дан Богом для нашего спасения: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:16–17);

в) пришел спасти погибших: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11). Пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк.9:56). Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим.1:15);

г) отдал Самого Себя для нашего спасения: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1Ин.3:16). Он отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века (Гал.1:4);

д) может совершать спасение приходящих к Нему: Кто это идет из Едома, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать» (Ис.63:1). Овцы Мои идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнуть вовеки (Ин.10:28). Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр.7:25).

Спасение происходит

а) от любви и благости Божией: Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим.5:8). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит.3:4–5);

б) от милосердия Божия: Спаси меня, Господи, ради милости Твоей (Пс.6:5). Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего (Лк.1:77–78). Бог богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям оживотворил со Христом (Еф.2:4–5);

в) от благодати Божией: Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф.2:8–10). Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего (Тит.2:11–13).

Спасение, даруемое Господом, состоит в избавлении

а) от греха: у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его (Пс.129:7–8). Родит [Мария] Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1:21). Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится для ожидающих Его во спасение (Евр.9:28);

б) от власти диавола: Господь воспринял плоть и кровь, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь подвержены были рабству (Евр.2:14–15);

в) от проклятия закона: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Втор.21:23), дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, дабы нам получить обещанного Духа верою (Гал.3:13–14);

г) от рабства тления: Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде (Рим.8:21–24);

д) от гнева грядущего: Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его (Рим.5:8–10). Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева (1Фес.1:9–10);

е) от осуждения: Слушающий слова Мои и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24). Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим.8:1);

ж) от смерти вечной: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин.8:51).

Спасение есть

а) общее для всех верных: Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд.1:3);

б) действующее во все времена, вечно: Правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое в роды родов пребудет вечным (Ис.51:6,8).

Верующие не погибнут; никто не похитит их из царства Божия: Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин.6:39–40). Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и никто не похитит их из руки Моей (Ин.10:27–28). Благословен Бог, возродивший нас воскресением Иисуса Христа к упованию живому, к наследию неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божией чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1Петр.1:3–5).

Бог хочет спасения всем людям: Нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф.18:14). Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:17). Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Не медлит Господь исполнением обетования, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Петр.3:9).

Спасение обещано и после падения: Сказал Господь Бог змею: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:15).

Предсказано спасение

а) Израиля: Израиль будет спасен спасением вечным в Господе (Ис.45:17). Дам Сиону спасение, Израилю славу Мою (Ис.46:13). Придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь (Ис.59:20). Дом Иудин помилую, и спасу их в Господе Боге их (Ос.1:7). Не хочу оставить вас, братья, в неведении о тайне сей, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется (Рим.11:25–26);

б) язычников: Воспойте Господу новую песнь. Явил Господь спасение Свое, и открыл пред очами народов правду Свою. Все концы земли увидели спасение Бога нашего (Пс.97:1–3). Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (Ис.49:6). Все концы земли увидят спасение Бога нашего (Ис.52:10). Говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Мф.8:11–12). Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников (Лк.2:30–32). Придут с востока, и запада, и севера, и юга, и возлягут в царствии Божием (Лк.13:29).

Спасение

а) тщательно исследовано пророками: Иисуса Христа, не видевши, любите, достигая верою вашею спасения душ; к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, предсказывавших о назначенной вам благодати (1Петр.1:8–10);

б) открыто в евангелии: Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему (Рим.1:16). Услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши во Христа, вы запечатлены обетованным Святым Духом (Еф.1:13);

в) возвещено сначала иудеям: На горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь (Иоиль.2:32). Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24). Спасение от иудеев (Ин.4:22);

г) и язычникам после отпадения иудеев: Павел и Варнава с дерзновением сказали иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли (Ис.49:6; Деян.13:46–47). Да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат (Деян.28:28). От падения иудеев спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность (Рим.11:11).

Спасение приобретается чрез веру во Христа: Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк.16:15–16). Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян.16:30–31). Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10:9–10).

Вера мертвая недействительна ко спасению: Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если вера не имеет дел, мертва сама по себе. Не делами ли оправдался Авраам? Вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:14,17,21–22,26).

Верные

а) ищут спасения: Истаивает душа моя о спасении Твоем. Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое (Пс.118:81,174);

б) принимают с радостью благовествование о спасении: Как прекрасны на горах ноги благовестника, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Ис.52:7);

в) молятся, чтобы достигнуть спасения: Спаси меня, Господи, ради милости Твоей (Пс.6:5). Спаси десницей Твоею и услышь меня (Пс.59:7). Спасение Твое даруй нам (Пс.84:8). Вспомни о мне, Господи, посети меня спасением Твоим (Пс.105:4). Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое, по слову Твоему, Твой я, призываю Тебя: спаси меня (Пс.118:41,94,146);

г) надеются и ожидают спасения: Уповаю на спасение Твое, Господи (Пс.118:166). Истаивают очи мои, ожидая спасения Твоего (Пс.118:123). Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа (Плач.3:26). Мы спасены в надежде. Когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим.8:24–25);

д) избраны для спасения: Мы всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа (2Фес.2:13–14). Бог определил нас к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас (1Фес.5:9–10);

е) имеют чрез благодать спасение: Петр сказал: мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они – иудеи законом (Деян.15:11);

ж) приближаются все ближе к спасению: Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали (Рим.13:11);

з) радуются о спасении: Возрадовалось сердце мое в Господе; я радуюсь о спасении Твоем (1Цар.2:1);

и) относят к Богу спасение: Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь сила моя, а Он был мне во спасение (Ис.12:2);

к) восхваляют Бога за спасение: Пойте Господу вся земля, – благовествуйте изо дня в день спасение Его (1Пар.16:23). Любящие спасение Твое да говорят: велик Господь (Пс.39:17).

Священнослужители

а) должны быть облеченными во спасение: Священники Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение (2Пар.6:41);

б) должны употреблять самоотвержение, чтобы привести других ко спасению: Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор.9:19,22);

в) должны переносить страдания, чтобы избранные достигли спасения: Я все терплю ради избранных, дабы они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою (2Тим.2:16).

Евангелие есть сила Божия во спасение: Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых иудею, потом и еллину (Рим.1:16). Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божья (1Кор.1:18).

Проповедание слова Божия есть средство, установленное Богом для спасения: Ангел сказал Корнилию: пошли во Иоппию людей, призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян.11:14). Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1Кор.1:21).

Священное Писание может умудрить во спасение: Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим 3:15–17). Отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак.1:21).

Один Господь может спасти и погубить: Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:12).

Для спасения необходимо возрождение: Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу чистой совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1Петр.3:21).

Печаль по Богу производит спасительное покаяние: Радуюсь, что вы опечалились к покаянию ради Бога, ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор.7:9–10).

Бог спасет страждущих: Людей угнетенных Ты спасаешь, Господи (2Цар.22:28; Пс.17:28).

Для спасения нужно терпение: Претерпевший до конца спасется (Мф.10:22).

Спасение

а) близ тех, которые боятся Бога: Близко к боящимся Его спасение Его (Пс.84:10). Близок Господь ко всем, призывающим Его во истине. Желание боящихся Его Он исполняет и спасет их (Пс.144:18–19);

б) далеко от злых: Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут (Пс.118:155).


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle