Скупость
До чего доводит человека скупость?
1. «Однажды жителям Антиохии, – рассказывает св. Иоанн Златоуст, – угрожал страшный голод от бездождия; все трепетали за жизнь свою и усердно молили Бога умилосердиться над ними. Наконец, пролился сильный и продолжительный дождь, и все радовались и благодарили Господа за избавление от бедствия, им угрожавшего. Только один из богатейших людей, не ценя благодеяния Божия, среди общей радости ходил по городу печальный, с поникшею головой, полумертвый от уныния. Когда его спросили, почему он один печален, тогда как все другие радуются, он, не могши даже скрыть своей мучительной страсти, отвечал, что у него запасено десять тысяч мер пшеницы, и теперь, при ожидаемом хорошем урожае, ему некуда сбыть ее, или придется продавать дешевою ценою» (св. Иоанн Златоуст, беседа на 1-е послание к Кор., 39). Видите ли, как страсть корыстолюбия убивает в человеке всякое чувство сострадания? (Из творений св. Иоанна Златоуста).
2. Был случай, что скупой, умирая, злословил детей своих и говорил: «Проклятые! вы недостойны и не сумеете владеть моими сокровищами: вы скоро растратите то, что я долговременно и с большими трудами собирал и тщательно берег» («Путь ко спасению» Эмина, стр. 134).
3. Многие, заботясь о сокровищах своих и не желая, чтобы они достались другим, прятали их в самые сокровенные места или брали их с собою в гроб, зашивая их в одежды и подушки, назначенные ими для погребения своего, или, наконец, пожирали их, как это сделал один богатый скупец в Неаполе. Он приказал испечь себе лепешечку и, вложив в нее все свои брильянтовые вещи, жадно ел и глотал их вместе с лепешками. Брат его, узнавши об этом, едва мог вырвать у него из рук остальные находившиеся в лепешке вещи. Однако, умирающий укусил брата своего за руку, когда тот отнимал у него такую пищу, которою он и на другом свете надеялся быть сытым («Путь ко спасению» Эмина).
Наказание Божие за скупость
1. В 1617 году, 11 апреля, послушник печерской лавры Антоний, исполнявший послушание в монастырской кухне, пришел к архимандриту Елисею и сказал: «Расход хлеба, по причине множества приходящих и просящих, так велик, что если и далее так продолжится, то монастырские фольварки (экономии, заведующие хозяйством и преимущественно хлебопашеством) оскудеют». Архимандрит обратил на это особенное внимание. Он сам пришел в хлебню монастырской кухни, при которой увидел, действительно, чрезвычайное множество народа, больных и здоровых, просивших хлеба. Архимандрит здесь же велел послушнику Антонию здоровых отделить от слабых и изувеченных и сих только последних кормить пищею и хлебом, а здоровым отказать и впредь их даже в кухню не принимать, и по распоряжении своем возвратился в свои покои. Едва же возвратился и успокоился экономный распорядитель, как вдруг явилась на чистых облаках ужасная туча, из коей полился сильный дождь и град, который побил и уничтожил озимые произведения – рожь и пшеницу – во всех экономиях, принадлежавших печерской лавре, а в соседних экономиях других монастырей все осталось целым и невредимым: хотя дождь и там шел, но града не было. Этот чрезвычайный случай привел того же архимандрита в удивление и вразумление. Силу уничтожения полевых произведений, принадлежавших лавре, он признал следствием его распоряжения, сделанного в лаврской кухне. Поэтому, пришедши в себя и приписавши вину случившегося несчастия самому себе, он тотчас сделал распоряжение о постройке особого здания для прокормления приходящих и, при раздаче хлеба просящим, не обращать внимания ни на возраст, ни на пол, ни на силы телесные и душевные, представляя в пример сарептскую вдову, отдавшую для прокормления пророка Елисея и последнюю горсть муки, но сосуд ее с мукою и елеем, чудодейственною силою того же пророка, никогда не истощался, оставаясь всегда полным (3Цар.17:14–16). С того времени раздача хлеба и прокормление нищих и убогих, без различия их возраста и состояния, при кухне печерской лавры продолжается и доселе (из кн. «Тератургим», в коей описаны чудеса, совершенные в Киево-печерской лавре).
2. В 1834 году, в Вятской губернии был неурожай хлеба, отчего многие продавцы хлеба обогащались. И вот, один крестьянин, живший неподалеку от Вятки, накопил множество хлеба и не вывозил до тех пор на продажу, пока цена не возвысилась до одного рубля за пуд, что там считается за большую редкость… Большая выручка денег обрадовала крестьянина. Он приходит в городской собор и служит благодарственный молебен св. Николаю чудотворцу за то, что так подорожал хлеб, и, между тем, молится, чтобы цены на хлеб еще повысились. Что же? Впоследствии было дознано, что в то самое время, когда безумный скупец безумно молился о несчастии бедного народа, дом его загорелся от неизвестной причины, и все его амбары с хлебом сгорели.
Возвращаясь из Вятки домой, несчастный скупец получил известие о постигшей его беде, и вместо того, чтобы познать в этом действие гнева и правды Божией и исправиться, в отчаянии, как Иуда предатель, удавился («Письма Святогорца», стр. 207).