Осуждение
Рассказы, показывающие, как опасно осуждать ближнего
1. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз приходит ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его: как живут отцы? Он отвечал: хорошо, по молитвам вашим. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: нисколько он не переменился, отче! Это услышав, я воскликнул: худо! и только сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоявшим ангелам и сказал им: изриньте его вон, – это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего суда. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне». «Почему так? – спросил тот. – Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию» («Пролог», 22 октября).
2. Но если грешно становиться судиями и действительно согрешивших, то не гораздо ли более грешно осуждать невинных людей?
3. Преподобный Виталий, живя в Александры, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин, и весь город в глаза и за глаза называл его развратником. А между тем в эти домы он ходил за тем, чтобы, отдав женщинам на пропитание заработанные деньги, удерживать чрез то их от греха («Пролог», 22 апреля).
4. Святой Савва освященный одного из иноков своей обители, по имени Иоанна, хотел сделать пресвитером, но патриарх рукоположить его отказался. Савва счел Иоанна великим грешником; а впоследствии оказалось, что Иоанн не мог быть пресвитером потому, что был уже епископ, по великому смирению скрывавший свой сан («Училище благочестия», т. II, стр. 304).
5. Андрея, Христа ради юродивого, жители города, в котором он жил, считали безумным; одни смеялись над ним, другие бранили, третьи били, многие гнали от себя, тогда как на самом деле он был великий угодник Божий. Но зачем приводить эти примеры? Первосвященники и книжники судили Иисуса Христа, как злодея, тогда как Он был Сын Божий, Иже греха не сотвори!
6. В одном древнем женском монастыре некоторую монахиню сестры имели основание почитать нетрезвою, потому что видели ее часто спящею будто бы от вина в монастырской ограде. Между тем, что же оказалось? Когда все ночью отходили ко сну, монахиня эта проводила часы в молитве со слезами и коленопреклонением. Так поступала монахиня, желая сохранить в тайне подвиг своей молитвы, который днем был бы всем известен («Алфавитный патерик»).
Награда за неосуждение ближнего
Авва Пафнутий рассказывал о себе: «Однажды, путешествуя, сбился я с дороги, ибо был туман, и очутился близ одного селения. Там увидел я некоторых бесстыдно разговаривавших между собою. Остановившись, начал я молиться о грехах своих. И вот, явился мне ангел с мечом и говорит: «Пафнутий! все осуждающие братий своих погибнут от меча сего! Но ты не осудил, а смирился пред Богом, как бы виновный в грехе. Посему имя твое вписано в книгу живых» («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженном отцов», стр. 235:1).
«Некоторый инок, в лености изживший житие, разболелся к смерти. Когда он был при последнем издыхании, братия окружили его одр и с удивлением смотрели на то, что и в час смертный он был радостен и беспечален. Один из старцев спросил его: «Брат! мы знали, что ты жил в небрежении и лености, скажи же: отчего ты и теперь, при смерти, нисколько не заботишься о себе и весело смотришь на нас?» Умирающий отвечал: «Подлинно, я худо жил, отцы! Но с тех пор, как я сделался монахом, я никогда и никого не осуждал. И вот теперь видел я, что ангелы принесли рукописание моих грехов и за мое незлобие при мне разорвали его. Поэтому я с радостью и отхожу ко Господу» («Пролог», 22 марта, стр. 112).
Итак, прежде времени ничтоже судите, дóндеже придет Господь, Иже во свете приведешь тайная тьмы и объявить советы сердечные, и тогда похвала комуждо будет от Бога (1Кор.4:5). Не судите и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждени будете (Лк.6:37).