Мертвые
См. еще Умершие.
Мертвые живы о Господе
1. Преподобный Марк принял иноческий образ в Киево-Печерской Лавре. Однажды он, по обычаю копая могилу, утрудился и не окончил ее. В это время принесли в пещеру умершего инока, для которого место это оказалось тесным; тогда братья возроптали, что нельзя было возлить масла на усопшего. Пещерник, со смирением поклонясь всем, сказал: «Простите меня, отцы, я от немощи моей не докончил», – и, обратись к усопшему, прибавил: «Так как место тесно, то сам, брат, подымись, возьми елей и возлей на себя!» И, к великому ужасу всех, мертвец встал, взял масло, крестообразно вылил на себя и, отдав сосуд, опять лег и почил.
2. Другой инок, поболев, умер, и один из друзей усопшего пошел посмотреть, на каком месте положено будет тело друга, спрашивая о могиле св. Марка пещерника. Тот сказал ему: «Иди, скажи брату, чтобы подождал до утра, покуда я ископаю ему могилу!» «Отец, я уже и губкой отер его мертвое тело; кому же ты велишь сказать?» – спросил инок. «Ты видишь, место не готово, – снова сказал ему Марк, – говорю тебе, поди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: останься, брат, еще на день, покуда я не возвещу тебе; на утро ты отойдешь к желанному тобою Христу».
Инок пошел, и, найдя всю братию совершающею пред умершим отпевание, обратился при всех к усопшему со словами: «Брат Марк говорит, что место для тебя еще не готово, подожди до утра».
Когда он это сказал, то, к удивлению всех, мертвый открыл глаза, и душа в него возвратилась, и весь день был жив, но ни с кем не говорил.
Утром Марк сказал вновь пришедшему иноку: «Иди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь жизнь временную и перейди в вечную, предай дух Богу, а телу твоему уже место готово!»
Тот передал слова Марка ожившему, и этот тотчас сомкнул глаза и умер. Все были в большом удивлении, как одним словом блаженного мертвые оживают и снова умирают («Киево-Печерский Патерик», 29 дек.).
3. Узнав, по откровению Божию, об одном больном брате, преподобный Патермуфий пошел посетить его, но, войдя в келью, он нашел его уже умершим. Праведник помолился, поцеловал тело мертвого и сказал ему: «Что угоднее тебе, брат: отшедшему жить со Христом, или еще с нами пребывать в теле?»
Мертвый ожил и сказал ему: «Лучше мне отойти ко Христу и с Ним быть!»
Тогда праведник сказал ему: «Спи с миром и молись обо мне!» Оживший умер снова, и праведник похоронил его («Четьи-Минеи», 9 июля).