Источник

Воскресение Христово

Воскресение Господа предсказано пророками: Плоть моя вселится на уповании, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Ис.15:9–10). Апостол Петр пророчество это объясняет так: Праотец Давид и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком, он сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде и плоть Его не видела тления (Деян.2:29–31). Подобное изречено ап. Павлом: Обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как написано: не дашь святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим и увидел тление. А Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления (Деян.13:32–37). И в других псалмах есть выражения, которые можно относить к воскресению Господа: Да восстанет Бог, и расточатся враги Его (Пс.67:2). Как бы от сна воспрянул [воcстал] Господь, как бы исполин поразил врагов, вечным срамом покрыл их (Пс.77:65–66). Оживит нас чрез два дня, в третий день восставит нас (Ос.6:2). Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (Ос.13:14). Поглощена смерть победою (Ис.25:8). Св. Павел, приведши это пророчество, присовокупляет: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1Кор.15:54–55).

Сам Господь предсказал о Своем воскресении, равно как и о страдании и крестной смерти: Сыну человеческому много должно пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснет (Мк.8:31). Когда сходили с горы после преображения, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых (Мк.9:9); Он предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет (Мк.9:31). После вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы (Зах.13:7) По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее (Мк.14:26–28).

Воскресение Христово было необходимо

а) для исполнения Писаний: Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день (Лк.24:44–46). Говорил Павел из Писаний, открывая и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых (Деян.17:3);

б) для отпущения грехов: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1Кор.15:17);

в) для оправдания: Предан Господь за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим.4:25). Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим.8:33–34);

г) для упования в вере: Бог воскресил Христа из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога (1Петр.1:21). Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1Кор.15:19–20);

д) для действия проповеди: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна (1Кор.15:14).

Воскресение Иисуса Христа

· есть доказательство, что Он есть Сын Божий: Родился Господь от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни чрез воскресение из мертвых (Рим.1:4);

· было совершено

а) силою Божией: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян.2:24). Воскресил в третий день и дал Ему являться нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (Деян.10:40–41);

б) Его собственною силою: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме тела Своего (Ин.2:19,21). Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин.10:18).

Воскресение Господа нашего было

· в первый день недели: (Мф.28:1; Мк.16:9; Лк.24:1; Ин.20:112).

· в третий день после Его смерти (Лк.24:7,46; Деян.10:40).

Господь является по Своем воскресении

· Марии Магдалине (Мф.28:1,9; Мк.16:9; Ин.20:14–18);

· и другим женщинам (Мф.28:5–9);

· Симону Петру (Лк.24:34; Деян.10:41; 1Кор.15:5);

· Клеопе и другому ученику (Лк.24:13–31; Мк.16:12);

· всем ученикам, кроме Фомы (Ин.20:19–24; Мк.16:14);

· апостолам и Фоме (Ин.20:26–28; Лк.24:33–43);

· на озере Тивериадском (Ин.21:1);

· в Галилее (Мф.28:16–18; Лк.24:49–51; Деян.1:4);

· более 500 братьям вместе (1Кор.15:6);

· Иакову(1Кор.15:7).

· всем апостолам в течение 40 дней: Апостолам, которых Он избрал, явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян.1:3).

Господь дал многие верные доказательства воскресенья Своего: Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними (Лк.24:39–43). В первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа (Ин.20:19–20). После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, и говорит Фоме: подай персть твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим (Ин.20:26–27).

Воскресение Господа было засвидетельствовано

а) ангелами: Ангел, обратив речь к женщинам, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, рассмотрите место, где лежал Господь; и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» (Мф.28:5–7). Мироносицы, вошедши во гроб, увидели юношу, облеченного в белую одежду, и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь, Иисуса ищете назарянина, распятого; Он воскрес (Мк.16:5–6) Предстали пред женами два мужа в одеждах блистающих и сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк.24:4–6);

б) Его врагами: Сделалось великое землетрясение, ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Некоторые из стражей, вошедши в град, объявили первосвященникам о всем бывшем (Мф.28:2–4,11);

в) апостолами: Петр сказал: Начальника жизни вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели (Деян.3:15). Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа (Деян.4:33);

г) проповедано ими: Павел говорил из Писаний, открывая и доказывая иудеям, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам (Деян.17:3).

Верные

а) имеют уверенность в своем воскресении чрез воскресение Христово: Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим.8:11). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествии Его (1Кор.15:20–23);

б) должны сохранять воспоминание о воскресшем: Помни Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (2Тим.2:8).

Христос есть живый вечно: Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.6:9–11). Священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр.7:23–25). Я есмь первый и последний, и живый; и был мертв, и се жив во веки веков, аминь (Откр.1:17–18).

Воскресение Иисуса Христа

а) есть символ нашего возрождения: мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим.6:4);

б) есть верное доказательство последнего суда: Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян.17:31).

Прообразы. Исаак: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресит, почему и получил его в предзнаменование (Евр.11:17–19). Иона: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф.12:40).

* * *

12

По общеизвестности частностей воскресения Христова, здесь указаны только цитаты из Св. Писания с кратким перифразом, без выписки стихов.


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle