Источник

Ад

См. еще Смерть – О смерти вечной.

Ад есть

а) место мучения: Умер богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде, и прохладил язык мои, ибо я мучусь в пламени сем (Лк.16:22–24);

б) вечное наказание: Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан.12:2). И пойдут сии в муку вечную (Мф.25:46). Праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, в явление Господа Иисуса с неба, в пламенеющем огне совершенного отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели (2Фес.1:6–9). Дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью (Откр.14:11).

Ад изображается как

а) вечный огонь: Если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки, или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Мф.18:8)9. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (Иуд.1:7–8);

б) огненное озеро: Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр.20:15). Боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою (Откр.21:8);

в) неугасающий огонь: Увидят трупы людей, отступивших от Меня: червь их не умрет и огонь их не угаснет (Ис.66:24). Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.3:12; Лк.3:17);

г) геенна огненная: Кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф.5:22). Бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф.10:28). Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? (Мф.23:33);

д) бездна: Увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его (Откр.20:1–3);

е) приготовлен для диавола и ангелов его: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:41). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания (2Петр.2:4). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдаете в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд.1:6).

Нечестивые будут низвержены в ад: Да обратятся нечестивые в ад (Пс.9:18). Как овец, заключат их в преисподнюю (Пс.48:15). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф.11:23).

Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: Диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр.20:10).

Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).

* * *

9

Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удаляться страстей, влекущих ко греху, и поводов и предметов, возбуждающих страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит – наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души.


Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины / Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

Комментарии для сайта Cackle