Плач духовный
1. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Получив плач, всею силою держи и храни его; ибо когда он еще не сделался постоянным и как бы естественным качеством души, то весьма легко теряется, и как воск тает от огня, так и он легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и шутливости» (св. Иоанн Лествичник).
2. «Лежа на одре, воображай, что таким образом будешь лежать в гробе, – и будешь предаваться меньше сну. Когда сидишь за столом, приводи на память себе ту плачевную трапезу, на которой сам будешь пищею червей, – и ты будешь меньше наслаждаться. И когда пьешь воду, не забывай о жажде в пламени неугасающем, – и без сомнения укротишь свою природу» (св. Иоанн Лествичник).
3. «Кто пребывает во всегдашнем плаче по Боге, тот не перестает ежедневно духовно праздновать, а кто всегда празднует телесно, того постигнет вечный плач» (св. Иоанн Лествичник).
4. «Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т.е. радость)» («Лествица». Сл. 7; § 4, 5, 10, 14, 15, 18, 28, 37 и 40: стр. 103–106, 108–110).
5. Св. Иоанн Златоуст учит: «Как после проливного дождя воздух делается чистым, так и по пролитии слез настает тишина и ясность, и мрак греховный исчезает (6-я беседа на Евангелие Матфея). «Как мирская радость бывает смешана с печалью, – говорит тот же святитель, – так слезы по Боге произращают всегдашнюю и неувядаемую радость» (там же).