Любовь
Любовь Иисуса Христа к кающимся грешникам
Господь наш Иисус Христос призывал людей к новой благодатной, праведной жизни, и, когда слово Его доходило кому до сердца, вызывало из глубины души вздох раскаяния и слезы сокрушения на глаза, какою трогательною заботою и нежною любовью Он окружал тогда кающегося грешника! Как пастух бережно несет на плечах найденную отсталую овечку, как отец радостно встречает пропадавшего без вести сына, как наседка любовно укрывает и греет под своим крылом слабого птенца, – так Христос Спаситель отечески привлекал к Себе всех сокрушенных сердцем, всех плачущих о беззакониях своих. Пред судом Его любви и правды не было злодеяния, которое не могло бы быть смыто слезами покаяния, и Он широко раскрывал перед кающимися блудницами, грешниками и мытарями двери Своего сердца, щедро предлагал им все богатство Своей беспредельной любви. Мытаря Матвея Он делает Своим апостолом; к начальнику мытарей, Закхею, Сам идет на вечерю в дом; целые часы беседует с самарянкою, которой зазорно и показаться людям; от презираемой всеми грешницы благодарно принимает помазание; распятого разбойника первым из людей вводить с Собою в чертоги небесного Отца.
Образцы живой любви к Богу
1. Отрока Иринея во время его мучений окружали отец, мать и все знакомые и со слезами умоляли пощадить свою юность, исполнить волю царя и уклониться от мук, но Ириней не послушал их. На вопросы же мучителя: «Имеешь ли родителей?», – отвечал: «Не имею», повторяя слова Господа: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф.10:37).
2. Св. Иоанн Златоуст. Когда императрица Евдокия, озлобленная проповедническими обличениями св. Иоанна Златоустого, искала погубить его, он в письме к Кириаку, своему священнику, следующими словами засвидетельствовал свою верность пастырскому служению и твердость в вере. «Если императрица повелит меня перепилить, пусть распилит, – то же было и с Исаиею; если захочет бросить меня в море, пусть бросит, – я все помню об Ионе; если ввергнет в огненную пещь, – я знаю трех отроков; предаст диким зверям на растерзание, – был предан им и Даниил во рву львином; захочет отсечь голову, – я буду иметь в том сообщником Иоанна; побить камнями, – я найду ободрение в Стефане; захочет отнять все блага имущества, – пусть отнимет все: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду». Кто нас разлучит от любви Божией? Скорбь ли или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или беда, или меч? Во всех сих препобеждаем за возлюбившего нас (Рим.8:35) («Воскресное чтение», II, 174).
3. Один молодой благочестивый христианин, живший при Юлиане Богоотступнике, по имени Евпсихий, возвратись из церкви после брачного обряда, ликовал со своею возлюбленною среди брачного пира и приветствий многочисленных друзей. Такая минута – одна из лучших в жизни человека. Почти все земные отрады совмещаются в ней. Если когда, то тем более в эту минуту – невольно приковывается человек к земной жизни… И вот среди честного празднества нарушено было внезапно веселие видом толпы язычников, стремившихся в капище для жертвоприношения своим ложным богам… «О, несчастные! далекие от истины – возмущается душа молодого христианина, ликовавшего свою радость о Господе, – я пойду, ниспровергну их идолов! Пусть не молятся они разрушенным рукою человеческою! Пусть познают несозданного и несокрушимого Бога!» И забывая и пир, и невесту, и то, что, разрушая предметы ложного почитания, он, в неравной борьбе, разрушает свое собственное земное, только что начинающееся счастье, Евпсихий вместе с несколькими друзьями – христианами устремляется в языческое капище и сокрушает идолов и разоряет в прах их вместилище… Быстро донеслась весть об этом до царя-богоотступника Юлиана, по приказанию которого Евпсихий предается страшным истязаниям, заточению в темнице и, наконец, приговорен к усечению мечом (в 362 году) (см. кн. «Жития святых» архиепископа Филарета Гумилевского, под 9 днем апреля).
4. Преподобный Макарий Желтоводский родился в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей. На двенадцатом году он пришел в киево-печерский монастырь и на вопрос, кто он и зачем пришел, отвечал: «Я безродный сирота и желаю работать Господу». Настоятелем был в то время св. Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский. Он принял юного пришельца в свою келью и вскоре постриг, назвав Макарием. Чрез три года узнал о его местопребывании отец и пришел в монастырь для свидания с сыном. Но сын сказал, что отец его Господь, а после него настоятель. Отец, слыша его голос за стеною, со слезами говорил: «Сын мой, сын мой, дай мне посмотреть на тебя». Макарий отвечал: «Лучше будет для обоих, если не увидимся здесь; увидимся там, в вечности». – «Радуюсь о твоем спасении, но не отойду от твоей кельи, пока не увижу тебя», – говорил отец. Но Макарий остался непреклонным; тогда отец просил, чтобы сын, по крайней мере, протянул ему свою руку. В успокоение его Макарий выставил в окно руку, которую отец облил слезами и сказал: «Теперь спасайся о Господе, сын мой, и молись о нас» («Воскресное чтение»).
5. Авва Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его; ибо любы вон изгоняет страх (1Ин.4:18) («Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов», стр. 15).
Главнейшая добродетель христианина по отношению к ближним
Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов достиг глубокой старости и потерял силы от великих трудов своих. Он не мог уже ходить в собрание верных, и его приносили туда ученики на руках своих. До последних сил он считал своею священною обязанностью поучать христиан. Наконец, и говорить ему стало трудно. Тогда он произносил только: «Дети мои, любите друг друга». Удивляясь тому, что он повторяет все одно и то же слово, ученики спросили его, почему он делает это. «Это заповедь Спасителя», – отвечал Иоанн, – «она есть сокращенное содержание всего закона» (по «Четьи-Минеи»).
Нужно иметь живую и деятельную любовь к ближним, чтобы войти в царствие Божие
Один св. старец часто молился Богу о том, чтобы ученики его, по смерти, вместе с ним в рай вошли. На эту молитву Господь ответил старцу следующим образом. В соседнем монастыре был праздник, и старец вместе с учениками был позван туда. Старец не хотел было идти; но во сне ему было возвещено, чтобы он непременно шел, но только после своих учеников. Пришло время, и ученики старца пошли на праздник. На пути они встретили лежащего на дороге нищего и всего в ранах. «Что с тобою?» – спросили иноки. «И без того я человек был больной, – отвечал нищий, – а тут еще напал на меня зверь, изранил, и вот лежу теперь здесь, не имея человека, который бы сжалился надо мною и донес до жилья». «Жаль тебя, – сказали иноки, – да помочь-то тебе нам нечем. Народ мы пеший, осла с нами нет, а донести тебя трудно». Сказали и пошли прочь. Немного спустя встретил того же нищего и старец, игумен их. Узнавши от нищего причину его беды, старец спросил: «Не встретили ли тебя не задолго до моего прихода несколько иноков?» «Как же, встретили, – отвечал нищий, – да не помогли. Пеши, сказали, мы, не можем донести тебя». «А не можешь ли ты хотя сколько-нибудь пойти со мною?» продолжал старец. «Нет, не могу», – был ответ. «Ну, так делать нечего, –сказал святой игумен, – я возьму тебя и, с помощью Божиею, может быть и донесу». «Но как ты понесешь меня? – возразил лежащий, – путь дальний, а ты один. Лучше кого-нибудь пошли за мною». «Нет, – отвечал решительно старец, – не оставлю тебя, а возьму и понесу», и с этими словами взял нищего на плечи и понес. Сначала это было очень трудно старцу, но потом ноша его становилась все легче и легче, а наконец, несомый и вовсе стал невидим. Недоумевал старец, что бы это значило. Недоумение его вскоре разрешилось, когда он услышал глас: «Постоянно ты молишься о учениках твоих, чтобы вместе с тобою сподобились вечной жизни; но поведение твое и их не одинаково. Понуди, чтобы и они вошли в дело твое. Я – праведный Судия и воздаю каждому по делам его» («Пролог», 24 сентября).
Злое сердце можно смягчить только сердечною же любовью
Одни слова любви без соответствующих им дел пробудят только раздражение, будут распалять злобу людей, как красный цвет разъяряет быка.
К некоему восточному мудрецу и учителю любви подошел однажды ученик и просил разрешения идти к язычникам и проповедовать им новое учение жизни.
– Собираясь готовить людей для новой жизни, готов ли ты сам для нее? – спросил учитель.
– Испытай, учитель! – отвечал ученик.
– Ты собираешься идти к чужим тебе людям. Неведомый для них пришелец, ты встретишь большую неприязнь. Грубые, жестокие, они не будут понимать смысла твоих слов правды и любви. Они осмеют твои самые сердечные речи. Что подумаешь ты о них, как отнесешься к ним, когда в ответ на твой призыв чистой, любовной жизни они ответят презрительным смехом?
– Я отнесусь к ним с благодарною любовью, – сказал ученик, – буду думать, что они очень добрые люди: они могли бы бранить меня, а они только смеются.
– Ну, а если они за твою проповедь правды им станут и бранить тебя?
– Я подумаю о них: вот добрые люди; они бранят меня только, а если бы хотели, могли бы побить.
– И то может случиться. Не смущенный их бранью, ты дальше будешь делать твое дело. Они, раздраженные, побьют тебя: станут бить тебя палками, кидать камнями. Как ты тогда к ним отнесешься?
– Я буду их благодарить с любовью: они могли бы колоть меня копьями, рубить мечами, могли бы убить, наконец, а они только били меня.
– Жди и этого. Будь готов встретить и тяжкие раны, и самую смерть. Злоба людей не знает меры. Чем больнее люди глазами, тем им неприятнее свет солнца. Много великих праведников пролили кровь, прияли смерть за свою чистую любовь к людям. Тебя легко может постигнуть та же участь. Что ты тогда скажешь, когда меч повиснет над твоею головою?
– Я с благодарной молитвой обращу взор к небу: «Боже, ты призываешь недостойного меня к Себе! Велик и благ Ты! Яви же милость Твою этим людям. Пусть кровь моя, пролитая здесь за Твою истину, взойдет в сердцах людей любовью и правдой».
Обнял мудрец ученика, благословил и сказал:
– Иди! Готовый сам для новой жизни, приготовляй других. Какой бы лед ни был в сердцах людских, – любовь, как солнце, все растопит (из рассказов священника Г. П-ва).
Святой долг
На необозримое пространство раскинулся громадный океан. Черные тучи нависли над ним. Расходились, разбушевались синие волны. Рев, стон и клокотание бури наполняли воздух дикими, адскими звуками. Зги не видно кругом. Как жалкую щепку бросают и носят корабль на своих белогривых хребтах расходившиеся волны. Надежды на спасение все меньше и меньше: на корабле открылась течь. Ужас охватил всех людей: все бросились к лодкам. Только несчастные больные, которые не могли подняться с постели, оставались в каютах, да утешавший их священник стоял на палубе и посылал благословение отъезжающим.
– Батюшка, садитесь с нами! Корабль сейчас пойдет ко дну! – кричали ему с лодок.
– Счастливого пути, друзья мои! – отвечал им священник. – Ваши обязанности кончились, а мои только начинаются!
И он спустился вниз, к больным и умирающим, подкреплял собственным примером их ослабевшее мужество и, вместе с ними, пошел ко дну.