Желание
Запрещены:
а) желания сладострастные: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф.15:19). Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим.8:6–7; Иак.1:13–15);
б) желания корыстолюбивые – зависть: Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал.5:26). [Святой апостол Павел учит, что] все исполненные неправды, блуда, лихоимства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распри, обмана, злоречия, злонравия… (Рим.1:29–32), царствия Божия не наследят (1Кор.6:9–10).
Зависть есть грех диавола: Завистью диавольскою смерть вниде в мир (Прем.2:24).
От зависти происходит всякое несчастие: Где зависть и рвение, ту нестроение и всякая злая вещь (Иак.3:16).
Средства к избежанию нечистых желаний:
а) господство над злыми желаниями: Если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт.4:7). Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2Тим.2:22). Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5:24);
б) подражание святым: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр.12:1);
в) последование увещаниям слова Божия: Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим.6:12; сн. Еф.4:22–24);
г) бодрствование и молитва: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна (Мф.26:41). Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1Петр.2:11);
д) довольство своим состоянием: Спрашивали его [св. Иоанна Предтечу] также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк.3:14);
е) хождение пред Богом, т. е. живое сознание вездеприсутствия Божия: Авраам был девяноста девяти лет, и Господь явился Аврааму, и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною, и будь непорочен (Быт.17:1);
ж) страх Божий: Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Втор.5:9). Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих (Наум.1:2);
з) живое сознание, что всякий нечистый помысл, всякое греховное желание есть мерзость пред Богом: Мерзость Господеви помысл неправедный (ІІритч. 15:26).