Воскресение мертвых
Воскресение мертвых несомненно будет
1. «Как уснувший вечером пробуждается утром с обновленною силой жизни, так уснувший смертью телесною пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения» (Филарет (Дроздов), митрополит московский).
2. «Что наши могилы? Нива Божия, куда повергаются телеса как семена, из которых неведомым для нас образом произрастет некогда новое, бессмертное тело, как из малого сотлевшего семени дивно возникает красивый колос» (1Кор.15:35–38).
3. «Червь приготовляет для себя гроб, заключается в нем и умирает; но с появлением благодатной весны из этого гроба возрождается легкая, блестящая бабочка, – и творение, пресмыкавшееся в прахе, играет среди цветов благовонных; зернышко, брошенное в недра земли, раскрывается, возникает, и красуется в виде золотистого колоса. Все превращается и возрождается на земле, все постепенно возвышается к совершенству. Человек ли, благороднейшее творение, подобие Вседержителя, будет несчастнее червя пресмыкающегося, беднее зерна ячменного! Нет! За пределами земного бытия простирается лествица к вечности («Цветник духовный»).
4. «Богу легче, удобнее собрать прах тела человеческого, рассеянный по лицу земли, нежели нам собрать платье наше, раскиданное по комнате» (Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский).
Состояние душ умерших до всеобщего воскресения
Замечали ль вы тяжкую скорбь на лица, изнуренных неизлечимою болезнью, при виде обновляющейся природы? Им грустно, что вокруг них веселье и жизнь, а в груди у них тоска и смерть. Вот изображение состояния душ грешных в общее воскресение! Не радостно! Будем врачеваться заблаговременно покаянием; иначе придет весна – и горе нам, если встретим ее со смертельным внутренним недугом.
Воскресение души есть соединение ее с жизнью, которая есть Христос
Как тело мертвое, если не восприимет в себя живой души и не сольется с ней неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может: так и душа не может жить сама о себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть жизнь вечная. И тогда только, как соединится она с Богом и таким образом воскреснет силою Христовою, удостоится она узреть мысленно и таинственно домостроительное воскресение Христово, – почему и поем: «Бог Господь и явися нам; благословен грядый во имя Господне». Кто же не восприял еще и не увидел воскресения души своей, тот еще мертв и не может поклоняться достодолжно Господу Иисусу вместе с увидевшими воскресение Христово, как говорит апостол: никтоже может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым (1Кор.12:3) (см. «Слова» преп. Симеона Нового Богослова, вып. 1-й, в переводе еп. Феофана, стр. 234).
По воскресении наши тела изменятся
«Как пшеничное зерно по разложении своем в земной глыбе, оставив количественную малость и в качестве наружного вида отличительное свойство свое, не утратило само себя, но, само в себе пребывая, делается колосом, весьма много отличаясь от себя самого величиною, красотою, разнообразием и наружностью, таким же образом и естество человеческое, оставив в смерти все свои отличительные свойства, какие приобрела страстным расположением, – разумею тление, немощь, разности возраста, – не утратило себя самого; но как бы в колос какой пременяется в нетление, славу, честь, силу, совершенство во всем: и жизнь его не естественными управляется уже свойствами, но переходить в некое духовное и бесстрастное состояние» (из Творений св. Григория Нисского, т. IV, стр. 321–322).
По воскресении человека распавшиеся части его тела соединятся снова
«Сказывают, что ртуть, пролитая из сосуда на каком-либо покатом и наполненном пылью месте, разделившись на мелкие шарики, рассыпается по земле, не смешиваясь ни с чем ей встретившимся; если же кто по многим местам рассеянную ртуть соберет опять в одно место, то она сама собою сливается с однородным, ничего постороннего не заключая в свою смесь. Подобное нечто, думаю, надлежит представлять себе и о человеческом составе, что, если только последует Божие повеление, – соответственным частям самим собою присоединиться к тем, которые им свои, – то обновляющему естество не будет в этом никакого затруднения» (Творения Григория Нисского, т. I, стр. 190).