Воспитание
Воспитание детей
1. Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец или ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди (св. Иоанн Златоуст).
2. Капля воды на гладкой поверхности идет туда, куда поведешь ее пальцем; так и юное, нежное дитя можно направить и в ту, и в другую (в хорошую и дурную) сторону и увлечь куда угодно (блаж. Иероним).
3. Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, – то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам, богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его, – с таким оно и будет жить (св. Димитрий Ростовский).
4. Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму (он же).
5. Молодое кривое дерево останется навсегда кривым и безобразным, если его не постараются выровнять, пока оно гнется. То же нужно сказать о детях. В каждом из них примечается своенравие и своеволие. Оставлять эти кривизны без исправления – значит обрекать близких своему сердцу на верное несчастье в жизни («Цветник духовный»).
6. Садовник привязывает молодое, вновь посаженное деревцо к тычинке, крепко утвержденной в земле, чтобы ветер не вырвал деревца, и отсекает лишние побеги, чтобы они не повредили и не иссушили молодого растения. Поступайте и вы так же с вашими детьми: утверждайте сердца их в страхе Божием, чтобы они не поколебались от соблазнов; отсекайте возникающие в них страсти, чтобы они не укрепились и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в святом крещении (св. Иоанн Златоуст).
Семейное воспитание
Подобно тому, как цветы распускаются под теплыми солнечными лучами, христианская жизнь первоначально расцветает под влиянием теплых семейных чувств и отношений в детском и отроческом возрастах, когда взор и сердце впервые обращаются к небу и сердце впервые молится Богу (из «Сборника кратких благоговейных чтений» графа Петра Валуева, стр. 13).